«Подробности» и Ульяна Елфимова•рассказывают про «Земельный передел»

17 февраля 2003 (10:19)

Земельные отношения в Свердловской области все больше начинают походить на перетягивание каната. По одну сторону — министерство госимущества, по другую — муниципалитеты. Предметом спора стал Земельный кодекс РФ. Сегодня этой разборкой заинтересовались федеральные структуры.

В понедельник на ковер к главному федеральному инспектору Свердловской области Виктору Байдукову был приглашен глава мингосимущества Вениамин Голубицкий и директор Института агроэкономики Борис Воронин, ратующий за права муниципалитетов. Для того чтобы растаскивать оппонентов, в случае если их перепалка зайдет слишком далеко, на этой «очной ставке» будет присутствовать заместитель прокурора области Леонид Ковалев. За Голубицким в этом споре стоит весь правительственный аппарат, за Ворониным «ополчение» из десятков муниципалитетов. Сегодня оппоненты будут .«драться» один на один, а послезавтра на очередном заседании облдумы может начаться борьба стенка на стенку.

На прошлой неделе Борис Александрович проводил «ликбез» по земельным вопросам среди представителей Ассоциации депутатов органов местного самоуправления. В зале гордумы Верхней Пышмы собрались представители более 20 территорий области. Они единодушно поддержали своего оратора. А это большой плюс. Стоит только вспомнить процесс принятия бюджета-2003, когда представители муниципалитетов смогли «продавить» в облдуме необходимые им статьи расходов и доходов. Спор разгорелся из-за того, что каждая из сторон по-разному трактует законодательство. Первым камнем преткновения стал вопрос: кто должен распоряжаться землей до окончательного разграничения (то есть до того момента, когда Федерация, регионы и органы местного самоуправления не поделят все участки). Как рассказали «Подробностям» в Мингосимущества, в «Земельном кодексе РФ» указано, что приоритет отдается муниципалитетам, если в законе не предусмотрено иное. Но, как назло, в нашем регионе есть весьма прогрессивный закон «Об управлении государственной собственностью Свердловской области», датированный 1995 годом. Сегодня по многим пунктам он расходится с федеральными нормами, но в нем есть главное — то самое «иное», дающее Мингосимущества право управления земельными ресурсами.

В среду, 19 февраля нижняя палата парламента рассмотрит вопрос о внесении изменений в этот злополучный закон. Как стало известно «Подробностям» из наших источников в облдуме, на депутатов оказывают жесткое давление со стороны правительства. Со многими проводят воспитательные беседы — что-то вроде сеансов гипноза, напоминают о некоторой финансовой или политической зависимости от исполнительной власти. Пока что силы разделились 50 на 50. У правительства осталось всего несколько дней, чтобы завербовать себе новых сторонников, иначе Мингосимущества придется отступать.

А это будет означать, что до тех пор, пока полностью не закончится разграничение (по прогнозам, это будет не раньше 2005 года), основной оборот земли попадет в руки органов местного самоуправления. Это существенно облегчит процесс приватизации, купли, продажи земельных участков. Ведь сегодня все операции должны согласовываться с Мингосимущества. Чтобы зарегистрировать энное количество соток или гектаров за жителями городов и районов, представителям муниципалитетов приходится еженедельно ездить в Белый дом для оформления различных бумаг.

Вторым спорным моментом в предстоящей дискуссии Воронина и Голубицкого может стать Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вступивший в силу 26 января 2002 года. На основании свидетельства о наличии пая в каком-либо коллективном хозяйстве он разрешает выделять себе земельный участок. Как рассказал корреспонденту «Подробностей» Борис Воронин, «регионам РФ давалось шесть месяцев на то, чтобы ознакомиться с этим законом и на уровне законодательства принять меры по контролированию оборота сельхозземель. Свердловская область этого не сделала. Теперь может получиться, что весной у нас негде будет сеять и пахать. Предприимчивые бизнесмены скупят свидетельства на право пользования землей у наивных колхозников за ящик водки и построят на месте картофельного поля коттедж или ипподром».

По словам Воронина, для того чтобы заполучить участок, нужно соблюсти определенную

процедуру: заявить о желании выделить свой пай в натуре, и в течение месяца трудовой коллектив сельхозпредприятия рассматривает этот вопрос. Если на заседание приходит 20 процентов пайщиков и две трети проголосуют «за», то можешь считать, что участок твой. Сегодня уже несколько тысяч гектаров земли перешли таким образом в частные руки.

Сегодня Мингосимущества спохватилось и начало делать попытки для того, чтобы приостановить «земельную приватизацию». Оно предлагает муниципальным властям купить в сельхозпредприятиях, находящихся на их территории, несколько паев, необходимых для того, чтобы голосовать против выделения земли в натуре. Но реализация этой схемы вызывает сомнения, ведь покупательская способность органов местного самоуправления может быть не такой уж высокой.

Итак, земельный вопрос обещает стать темой номер один на предстоящей неделе. Право контролировать такой ресурс дорого стоит. Выгоду можно получать в виде налоговых поступлений, в виде различных сборов с несчастных, которые решили поучаствовать в приватизации, в виде денег в конвертах за право обладать тем или иным участком. В процесс земельного передела включились все ветви власти. Чье лобби будет сильнее, покажет время.


Другие материалы по теме: