«Областная газета» и Константин Литвиненко считают, что «Теоретически компенсация возможна, но…»

18 февраля 2003 (10:32)

С 1 ноября 2002 года на железной дороге действуют новые Правила перевозки пассажиров. Тогда же в прессе появились "сенсационные" сообщения о том, будто бы в Правилах наконец-то определен порядок компенсационных выплат пассажирам за опоздание поезда — 3 процента от стоимости билета за каждый час задержки.

Но на самом деле подобная практика получила юридическое обоснование еще в 1998—1999 годах: сначала в Транспортном уставе, затем в постановлении Правительства РФ. Выходит, железная дорога давно выплачивает компенсации за опоздание поезда. Вопрос в другом: знают ли об этом пассажиры? Насколько отлажен механизм выплат и как часто люди предъявляют претензии, связанные с задержкой отправления или прибытия поезда?

Справедливости ради стоит отметить: часовое и более опоздание — явление не такое уж частое. По статистике МПС, опаздывает только один поезд из ста. Следовательно, 1% пассажиров поездов дальнего следования —потенциальные "потерпевшие" и в принципе могут претендовать на компенсацию.

В прошлом году Свердловская железная дорога перевезла 32259013 пассажиров. Сколько же человек потребовали компенсации за опоздание и каковы были суммы выплат? По словам начальника отдела вокзалов Управления Свердловской железной дороги Р. Акушевой, за весь 2002 год выплачено всего 390(!) компенсационных рублей по двум пассажирским претензиям.

Почему же люди пренебрегают своим правом на компенсацию за опоздание поезда?

Первая и, возможно, главная причина — весьма незначительные суммы выплат. Так, например, при стоимости билета от Москвы до Екатеринбурга в 1700 рублей компенсация за часовое опоздание поезда составит всего 51 рубль.

Вторая — элементарное незнание. Пассажиры попросту не информированы о том, что в случае задержки поезда они имеют право на компенсацию.

Третья причина—бюрократизм самой процедуры получения компенсации. Сначала пассажиру необходимо обратиться к дежурному по вокзалу, чтобы тот сделал отметку об опоздании, а затем предъявить претензию (приложив к ней билет) в адрес железной дороги отправления или назначения. Претензии принимаются в течение 45 дней и рассматриваются железнодорожными чиновниками в течение 30. Но дело не только во времени. Чтобы выплатить компенсацию, железная дорога должна признать, что опоздание произошло именно по ее вине. Вызвавшее задержку стихийное бедствие, например (как это было летом прошлого года на юге России, когда опоздания "курортных" маршрутов исчислялись сутками) — происходит не по вине железной дороги, и никакой компенсации в этом случае пассажирам не полагается.
В итоге — закон о компенсации есть, но самих выплат практически нет.

Теоретически решить проблему просто — взять бы да и увеличить процент компенсационных выплат раза в три, скажем, до 10 процентов. С одной стороны, это стимулировало бы заинтересованность пассажиров, с другой —дисциплинировало железнодорожников. Но учитывая сегодняшнее положение в отрасли (в прошлом году убытки от пассажирских перевозок в целом по России достигли 52 млрд. рублей), в эффективности административных мер следовало бы усомниться. Необходимы экономические рычаги решения проблемы.

Одно из перспективных направлений реформы МПС — разделение монопольного и конкурентного секторов железнодорожного хозяйства. Пассажирские перевозки — как раз та сфера, в которую возможно привлечение частного капитала. Конкуренция между фирмами-перевозчиками, возможно, помогла бы решить и проблему компенсаций за опоздание поезда, превратив их из фикции в реальность. "Частники", пытаясь привлечь пассажиров, могли бы пойти на увеличение компенсационных выплат.

Но все это из области предположений. Скорее всего в ближайшие годы компенсация за опоздание поезда так и останется преимущественно декларацией, а не эффективно работающим законом.


Другие материалы по теме: