Особенности уральской промышленности
3 марта 2001 (13:58)
Пятнадцатого февраля этого года было подписано соглашение о продаже российских танков в Индию. Промышленники, равно как и властные структуры Свердловской области, ждали этого события с 1999 г., с первой выставки вооружений «УралЭкспоАрмс». Документ предусматривает поставку 310 российских танков Т-90С и лицензию на их производство на заводе в индийском штате Тамилнаду. Планируется, что первая партия танков Т-90С будет принята индийской армией на вооружение уже в этом году.
Заключение этого контракта продолжает сотрудничество России с Индией в сфере перевооружения и модернизации индийской армии. Правительство этой страны намерено усилить свои бронетанковые войска в надежде достичь военного паритета с Пакистаном, который недавно купил 320 украинских танков Т-80У. Ранее, в декабре прошлого года Россия подписала с Индией соглашение о поставках 140 истребителей на сумму более 3 млрд USD.
«Танковый» контракт должен обеспечить работой не только предприятия Свердловской области. Так, Челябинский тракторный завод должен поставить ГП «Уралвагонзавод» (УВЗ) от 240 до 360 двигателей для танков Т-90С, представители УВЗ побывали на заводе, где уже идет сборка тысячесильных двигателей для этих танков. Руководство ЧТЗ заявляет, что контракт на поставку УВЗ танков для Индии весьма выгоден для челябинского предприятия: с его подписанием ЧТЗ получил заказ сроком на три года. Ряд наблюдателей уже поспешили сделать вывод о том, что поставка танков может дать импульс к реанимированию оборонной промышленности всего Уральского федерального округа. Значимость договора, с одной стороны, обеспечивает приток денежных средств в экономику, а с другой — обязывает уральскую промышленность выполнить полностью все условия контракта, чтобы укрепить доверие иностранных заказчиков к уральским производителям оружия.
Проблемы
Но сразу после подписания контракта стали всплывать нюансы, которые обычно не афишируют до итогового оформления документов, а именно — те сложности, с которыми может столкнуться УВЗ (а с ним и весь округ) при работе. Проблем достаточно много, и завод, связанный обязательствами, должен будет решать их в самые сжатые сроки. Одна из главных проблем — недостаток высококвалифицированных кадров. Уралвагонзавод уже объявил набор на 300 вакансий по 20 специальностям. В настоящий момент УВЗ необходимо срочно доукомплектовать штат специалистов механосборочного производства. Руководство завода уже согласно принимать на работу специалистов из других городов Свердловской области, предоставляя им жилье. В принципе для таких сотрудников также может быть введен вахтовый метод. В этом смысле большие надежды возлагаются на первые денежные поступления, расходовать которые планируется в том числе и на выплату задолженности по зарплате работникам завода (на сегодняшний день на предприятии существует четырехмесячная задолженность). Полученные средства, по мнению представителей областного министерства экономики, не только позволят в короткое время нормализовать экономическое положение УВЗ, но и привлечь на завод ушедших ранее специалистов. Специалисты Минэкономики также согласны с тем, что объем контракта потребует значительного увеличения кадрового состава УВЗ. Однако поступление первого авансового платежа ожидается к июню, а пока руководству придется брать средства в кредит. Для выполнения же низкоквалифицированной, черновой работы вообще предполагается привлекать труд осужденных, находящихся в местных колониях. А это, в свою очередь, усложняет организационную сторону задачи, поскольку надо будет решать вопрос с охраной осужденных, занятых на производстве.
Вторая трудность заключается в том, что на УВЗ последний заказ такого масштаба был около 20 лет назад, и в настоящее время у завода просто может не хватить производственных мощностей для реализации проекта. Но для восстановления и развития базы опять же нужны дополнительные средства, причем в очень сжатые сроки, которых у предприятия просто нет. Для нормальной деятельности по контракту завод должен в три раза увеличить объемы производства, хотя в 2000 г. они уже были увеличены на 180%.
Кроме этого, Уралвагонзаводу придется восстановить корпорационные связи с поставщиками в России и ближнем зарубежье. Руководитель регионального представительства ГК «Рособоронэкспорт» Владимир Волков считает, что для обслуживания контракта на поставку партии танков Т-90С будут привлечены смежные предприятия на территории России и СНГ, в частности, ряд предприятий Казахстана. При этом имеется 24 основных смежных предприятия и свыше сотни вспомогательных. В то же время не исключено, что сотрудничество с частью смежников, особенно на территории СНГ, наладить не удастся, поэтому производство отдельных комплектующих придется осуществлять на предприятиях Свердловской области.
Будут ли танки
Необходимо отметить, что и федеральные структуры, и правительство Свердловской области достаточно трезво оценивают сложившуюся ситуацию вокруг производства танков. Уже сейчас, всего через неделю после подписания контракта в ГК «Рособоронэскпорт» не исключают возможности того, что первая партия танков будет поставлена в Индию в более поздние сроки. Но в качестве основной причины выдвигается то, что подписание контракта произошло позже запланированного раннее срока, что задержит начало работ. Тем не менее, строительство может начаться и ранее, но при наличии на УВЗ соответствующих технических возможностей.
Однозначно оптимистично восприняли информацию о подписании контракта кредитные организации. Уже стало известно, что часть расчетов по контракту на поставку Индии партии танков Т-90С, скорее всего, будет обслуживаться через СБ «Губернский». В то же время руководитель регионального представительства ГК «Рособоронэкспорт» Владимир Волков заявил, что для финансового обеспечения контракта, возможно, будет достигнуто соглашение с группой московских и уральских банков о синдикативном кредитовании. При этом капиталы нескольких банков, предназначенные для кредитования проекта, будут объединены в одном уполномоченном банке, который и займется их распределением. Очевидно, что кредитование под контракт принесет немалый доход ряду банков. Вместе с тем, уже заявлено, что полпредство Президента РФ в УрФО не планирует осуществлять контроль за банками, обслуживающими контракт.
Сегодня мало кто сомневается в том, что при реализации упомянутого заказа УВЗ столкнется сразу с несколькими проблемами. И если в итоге эти проблемы решить не удастся, это наверняка повлечет за собой ряд серьезных последствий как для Свердловской области, так и для России в целом. Прежде всего, срыв такого контракта нанесет удар по имиджу Свердловской области как привлекательного для инвестиций региона. Неготовность производственных мощностей, очевидная на данном этапе, при возможных сбоях в финансировании, которое будет осуществляться различными группами банков, может действительно сорвать выполнение контракта. И этот кризис может произойти как раз в год губернаторских выборов в области.
Заключение этого контракта продолжает сотрудничество России с Индией в сфере перевооружения и модернизации индийской армии. Правительство этой страны намерено усилить свои бронетанковые войска в надежде достичь военного паритета с Пакистаном, который недавно купил 320 украинских танков Т-80У. Ранее, в декабре прошлого года Россия подписала с Индией соглашение о поставках 140 истребителей на сумму более 3 млрд USD.
«Танковый» контракт должен обеспечить работой не только предприятия Свердловской области. Так, Челябинский тракторный завод должен поставить ГП «Уралвагонзавод» (УВЗ) от 240 до 360 двигателей для танков Т-90С, представители УВЗ побывали на заводе, где уже идет сборка тысячесильных двигателей для этих танков. Руководство ЧТЗ заявляет, что контракт на поставку УВЗ танков для Индии весьма выгоден для челябинского предприятия: с его подписанием ЧТЗ получил заказ сроком на три года. Ряд наблюдателей уже поспешили сделать вывод о том, что поставка танков может дать импульс к реанимированию оборонной промышленности всего Уральского федерального округа. Значимость договора, с одной стороны, обеспечивает приток денежных средств в экономику, а с другой — обязывает уральскую промышленность выполнить полностью все условия контракта, чтобы укрепить доверие иностранных заказчиков к уральским производителям оружия.
Проблемы
Но сразу после подписания контракта стали всплывать нюансы, которые обычно не афишируют до итогового оформления документов, а именно — те сложности, с которыми может столкнуться УВЗ (а с ним и весь округ) при работе. Проблем достаточно много, и завод, связанный обязательствами, должен будет решать их в самые сжатые сроки. Одна из главных проблем — недостаток высококвалифицированных кадров. Уралвагонзавод уже объявил набор на 300 вакансий по 20 специальностям. В настоящий момент УВЗ необходимо срочно доукомплектовать штат специалистов механосборочного производства. Руководство завода уже согласно принимать на работу специалистов из других городов Свердловской области, предоставляя им жилье. В принципе для таких сотрудников также может быть введен вахтовый метод. В этом смысле большие надежды возлагаются на первые денежные поступления, расходовать которые планируется в том числе и на выплату задолженности по зарплате работникам завода (на сегодняшний день на предприятии существует четырехмесячная задолженность). Полученные средства, по мнению представителей областного министерства экономики, не только позволят в короткое время нормализовать экономическое положение УВЗ, но и привлечь на завод ушедших ранее специалистов. Специалисты Минэкономики также согласны с тем, что объем контракта потребует значительного увеличения кадрового состава УВЗ. Однако поступление первого авансового платежа ожидается к июню, а пока руководству придется брать средства в кредит. Для выполнения же низкоквалифицированной, черновой работы вообще предполагается привлекать труд осужденных, находящихся в местных колониях. А это, в свою очередь, усложняет организационную сторону задачи, поскольку надо будет решать вопрос с охраной осужденных, занятых на производстве.
Вторая трудность заключается в том, что на УВЗ последний заказ такого масштаба был около 20 лет назад, и в настоящее время у завода просто может не хватить производственных мощностей для реализации проекта. Но для восстановления и развития базы опять же нужны дополнительные средства, причем в очень сжатые сроки, которых у предприятия просто нет. Для нормальной деятельности по контракту завод должен в три раза увеличить объемы производства, хотя в 2000 г. они уже были увеличены на 180%.
Кроме этого, Уралвагонзаводу придется восстановить корпорационные связи с поставщиками в России и ближнем зарубежье. Руководитель регионального представительства ГК «Рособоронэкспорт» Владимир Волков считает, что для обслуживания контракта на поставку партии танков Т-90С будут привлечены смежные предприятия на территории России и СНГ, в частности, ряд предприятий Казахстана. При этом имеется 24 основных смежных предприятия и свыше сотни вспомогательных. В то же время не исключено, что сотрудничество с частью смежников, особенно на территории СНГ, наладить не удастся, поэтому производство отдельных комплектующих придется осуществлять на предприятиях Свердловской области.
Будут ли танки
Необходимо отметить, что и федеральные структуры, и правительство Свердловской области достаточно трезво оценивают сложившуюся ситуацию вокруг производства танков. Уже сейчас, всего через неделю после подписания контракта в ГК «Рособоронэскпорт» не исключают возможности того, что первая партия танков будет поставлена в Индию в более поздние сроки. Но в качестве основной причины выдвигается то, что подписание контракта произошло позже запланированного раннее срока, что задержит начало работ. Тем не менее, строительство может начаться и ранее, но при наличии на УВЗ соответствующих технических возможностей.
Однозначно оптимистично восприняли информацию о подписании контракта кредитные организации. Уже стало известно, что часть расчетов по контракту на поставку Индии партии танков Т-90С, скорее всего, будет обслуживаться через СБ «Губернский». В то же время руководитель регионального представительства ГК «Рособоронэкспорт» Владимир Волков заявил, что для финансового обеспечения контракта, возможно, будет достигнуто соглашение с группой московских и уральских банков о синдикативном кредитовании. При этом капиталы нескольких банков, предназначенные для кредитования проекта, будут объединены в одном уполномоченном банке, который и займется их распределением. Очевидно, что кредитование под контракт принесет немалый доход ряду банков. Вместе с тем, уже заявлено, что полпредство Президента РФ в УрФО не планирует осуществлять контроль за банками, обслуживающими контракт.
Сегодня мало кто сомневается в том, что при реализации упомянутого заказа УВЗ столкнется сразу с несколькими проблемами. И если в итоге эти проблемы решить не удастся, это наверняка повлечет за собой ряд серьезных последствий как для Свердловской области, так и для России в целом. Прежде всего, срыв такого контракта нанесет удар по имиджу Свердловской области как привлекательного для инвестиций региона. Неготовность производственных мощностей, очевидная на данном этапе, при возможных сбоях в финансировании, которое будет осуществляться различными группами банков, может действительно сорвать выполнение контракта. И этот кризис может произойти как раз в год губернаторских выборов в области.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Сегодня подписан контракт о продаже Индии 310 танков Т-90С
- Государственная компания «Рособоронэскпорт»: Сроки поставки первой партии у ...
- Сегодня подписан контракт о продаже Индии 310 танков Т-90
- Сегодня подписан контракт о продаже Индии 310 танков Т-90
- В региональном представительстве ГК «Рособоронэкспорт» не исключают, что о ...