Виктор Контеев: Времена ларьков и контейнеров прошли

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает заместитель Главы Екатеринбурга Виктор Контеев.

Виктор Владимирович, не могли бы Вы подвести итоги развития торговой системы Екатеринбурга в 2002 году?

– Для начала назову несколько цифр. На 1 января этого года в нашем городе насчитывалось 847 продовольственных и 1288 непродовольственных магазинов, 1201 предприятие общественного питания. Это на 143 объекта больше, чем год назад. 96,3% всех предприятий рентабельны, в 2001 году этот показатель был 90,2%. Общий оборот розничной торговли составил 67,443 млрд. руб., что в действующих ценах на 35%, а в сопоставимых – на 21,8% больше, чем в 2001 году.

Что касается оценки ситуации. В конце января мы провели конференцию «Торговля в России. Урал». Работавшие в ее рамках эксперты из Москвы, сделали заключение, что по темпам развития торговли наш город занимает второе место после столицы. Во внимание брались такие факторы, как обеспеченность торговыми площадями, прогрессивные формы торговли, современные торговые технологии, динамика роста.

– Какие факторы, на Ваш взгляд, способствовали этому?

– Если не брать во внимание объективные предпосылки (например, удачное географическое положение города), то я бы выделил несколько причин. Во-первых, мы всегда старались как бы заглянуть в завтрашний день, работали на перспективу. Возьмем, к примеру, уличную торговлю. В начале 90-х, чтобы справиться с дефицитом, насытить рынок товарами, мы очень активно развивали это направление. Киоски и ларьки были повсюду. Даже конкурс среди них проводили на звание лучшего. Со временем – когда важнее стало, не что покупать, а как это делать – начали плановое сокращение павильонов и мини-рынков. Во-вторых, успеху способствуют те бизнесмены и чиновники, которые «делают погоду» в городской торговле. Как правило, это люди знающие, мыслящие, до мелочей разбирающиеся в том деле, которым занимаются, всегда имеющие перед собой цель. Профессионалы высочайшей пробы.

-- Будет ли товарный рынок Екатеринбурга переживать качественные перемены в дальнейшем?

– Безусловно. Мы стремимся не просто увеличивать число магазинов и кафе, а поднимать их уровень. В частности, это означает применение современных форм торговли. Так, на сегодняшний день самообслуживание внедрили 241 продуктовый магазин (в том числе 140 из них имеют оборудование для считывания штрихкода) и 916 непродовольственных магазинов (со штрихкодированием – 174). Также продукцию со штрихкодом на упаковке выпускают 18 предприятий пищевой промышленности, 45 малых производств, 2 предприятия, выпускающие непродовольственные товары (концерн «Калина», «Пальметта»). Как показывает практика, с введением самообслуживания увеличивается покупательский поток и, как следствие, возрастает оборот магазина. Еще один способ привлечения потребителей – красивый фасад, современное торговое оборудование, грамотные продавцы. Мы работаем по всем этим направлениям: согласовываем эскизы внешнего оформления магазинов, благоустраиваем прилегающую территорию. Эти работы должны быть завершены летом – к 280-летию Екатеринбурга. Тогда в полной мере можно будет оценить результат: магазины, супермаркеты, рестораны, по-настоящему украшающие наш город.

– Сейчас в Екатеринбурге насчитывается 33 торговых центра, они занимают треть торговых площадей города. Это значительно больше, чем в других городах-миллионерах. С чем связано развитие этого направления?

– Популярность среди инвесторов объясняется просто – средства, вложенные в строительство торгового центра, окупаются быстрее, чем при возведении магазина меньшей площади. Разумеется, при условии грамотного проектирования и управления. Что касается покупателей. Здесь тоже все понятно. Совершать покупки, отдыхать, развлекаться всей семьей в одном месте – это удобно. Торговый центр – это не просто новая форма предприятия. Это новая концепция торговли, отвечающая современным требованиям: к качеству товаров, уровню обслуживания, сервису. Думаю, с ростом доходов населения популярность торговых центров возрастет еще больше. По плану стратегического развития Екатеринбурга, к 2015 году их в нашем городе будет насчитываться 69.

– В Екатеринбурге сильны позиции и сетевых структур.

– Это действительно так. Сейчас в городе работает 19 продовольственных (183 магазина или 21,5% от общего количества продуктовых магазинов) и 14 непродовольственных сетей (112 магазинов или 8,7% от общего количества). В каждой из них – от 5 до 28 магазинов. Наиболее крупные сети – «Купец» (23 магазина), «Кировский» (28), «Атлант» (22), «Хозтовары» (13).

Продовольственные сети активно развивают собственное производство. В 8 магазинах работает 18 цехов, где производятся мясные и куриные полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, салаты, блины.

36% продовольственных и 9% непродовольственных магазинов, входящих в состав сетей, работают по методу самообслуживания. Во многих из них оказываются дополнительные услуги: фотоуслуги, продажа авиабилетов, цветов и т.д.

– Как Вы оцениваете перспективы московских и питерских сетевых проектов в Екатеринбурге?

– В предыдущем ответе я уже отметил, что положение городских сетей весьма стабильно. Думаю, они смогут составить достойную конкуренцию.

– Как обстоит дело с оптовой торговлей?

– Откровенно говоря, оптовое звено – довольно слабое место. Число оптовых баз невелико, большая часть их нуждается в полной модернизации. Понятно, что быстрых и результативных способов восстановления опта разработать нельзя. Мы выстраиваем логистические схемы товародвижения, у нас работают советы оптовиков и товароведов. Задача последних – выстроить взаимоотношения между производителями и торговлей.

Укрепление материально-технической базы оптового звена – долгий процесс, предполагающий проработку множества направлений и, прежде всего, правовых норм. Изменив законодательную базу (например, обеспечив льготу по аренде земли), можно привлечь большие капиталовложения в отрасль.

– Каковы перспективы рынков на территории Екатеринбурга? Какие меры по их реконструкции запланированы в этом году?

– Администрация города второй год инициирует строительство торговых комплексов на площадках рынков. Времена лотков и контейнеров прошли: выросла культура потребления, запросы потребителей, требования к условиям, в которых совершается покупка.

Первые торговые комплексы начнут работу в этом году. Так, в августе будет запущена в эксплуатацию вторая очередь главного терминала в ТК «На Высоцкого». В декабре должно быть завершено строительство первой очереди торгового центра на рынке «Таганский ряд». Его общая площадь составит 32 тыс. кв. м. В 2003 году приступят к строительству еще 5 рынков, еще столько же начнут сбор технической документации. По плану стратегического развития Екатеринбурга, к 2015 году из ныне действующих 19 рынков останется 2.

– Каково официальное отношение администрации Екатеринбурга к борьбе ряда предпринимателей города за отмену 5%-ого налога с продаж?

– Могу выразить только личное мнение: я поддерживаю эту инициативу. Считаю, что ставка налога должна быть ниже.

– Каковы перспективы развития сети заведений общественного питания в Екатеринбурге?

– Акцент делается на два направления. Первое – фаст-фуды. В конце 2001 года в городе насчитывалось 9 фаст-фудов, сейчас – 17. В следующем году, по нашим расчетам, их станет 30. Таким образом, по динамике открытия новых точек мы идем практически вровень с Москвой, где с каждым годом количество фаст-фудов удваивается. По оценкам столичных специалистов, несмотря на значительный количественный рост, на рынке фаст-фудов в Москве серьезной конкуренции не наблюдается. Аналогичная ситуация складывается в Екатеринбурге: спрос сегодня значительно опережает предложение. Чтобы удовлетворить запросы екатеринбуржцев, необходимо построить не один десяток фаст-фудов. Второе направление – кофейни. В конце 2002 года в городе работала всего одна кофейня. В этом году откроется больше десяти.

Наиболее подходящими для работы фаст-фудов и кофеен считаются офисные здания, торговые центры. Пока питание в тех и других оставляет желать лучшего. Например, только в 8 из 33 торговых центров есть точки общепита. В офисных зданиях – их в городе больше 30 – питание организовано в редких случаях.

– Что в Екатеринбурге делается для поддержки местных товаропроизводителей?

– Работа по продвижению товаров, произведенных местными предприятиями, началась два года назад. Тогда мы провели первую договорную кампанию между легкой промышленностью и торговлей. Директора магазинов порой с удивлением узнавали, что в городе производятся те или иные товары, качественные и вполне конкурентоспособные. Та акция дала хорошие результаты: в 2001 году производители и магазины заключили 3300 договоров. С каждым годом их становится все больше.

– В одном из ответов Вы упомянули о стратегическом плане развития Екатеринбурга. Какое направление ведете Вы?

– Направление, курируемое мной, называется «Развитие рынка товаров и услуг». Чтобы раскрыть это емкое понятие – «рынок товаров и услуг», нами было разработано 5 стратегических программ. В них мы попытались представить будущее легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг, а также развитие деловой инфраструктуры города.

–Что же, по Вашим прогнозам, ожидает торговлю Екатеринбурга в ближайшие 10 лет?

– Тенденции развития – те же, о которых я уже упоминал в нашей беседе. Это строительство новых гипер– и супермаркетов, торговых комплексов типа «cash&carry». Это возведение мультифункциональных торгово-развлекательных центров, внедрение прогрессивных форм торговли.

Я считаю, Екатеринбургу вполне по силам подняться до европейского уровня. Возможно, кому-то это покажется преувеличением, неосуществимой мечтой... Но ведь и сегодняшний облик Екатеринбурга торгового еще 10 лет назад казался фантазией.


Другие материалы по теме: