Альтернатива безальтернативным выборам

По мнению аналитиков, предстоящие губернаторские выборы в Свердловской области окажутся непредсказуемыми и многовариантными. Представления о «безальтернативности выборов» – не более чем миф, целенаправленно внедряемый командой политтехнологов администрации губернатора.

Как гласит древняя поговорка, одна из лучших уловок дьявола заключается в убедительном доказательстве невозможности его существования. По всей видимости, схожей тактики решили придерживаться и политические консультанты действующего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, предвыборная кампания которого строится на утверждении о том, что альтернативы главе региона не существует. По мнению наблюдателей, подтвержденному специализированным контетным анализом текстов, именно эта идея рефреном проходит через политико-аналитические материалы, размещаемые в СМИ, подконтрольных администрации области.

Технология

По мнению аналитиков, предвыборный проект «безальтернативный кандидат» был запущен политтехнологами областного Белого дома, после проведения закрытых социологических опросов на всей территории Свердловской области, обнаруживших, что рейтинг действующего губернатора оказался на порядок ниже предполагаемой величины. В то же время респонденты, готовые отдать свои голоса за Росселя в качестве основной причины указали, что просто не знают никаких других кандидатов. По всей видимости, политконсультанты из команды Росселя приняли решение не только максимально использовать «эффект узнавания» действующего губернатора, но и искусственно усилить его, целенаправленно внедряя в массовое сознание представление о том, что ни областные элиты, ни федеральный центр не в состоянии выставить собственных кандидатов, способных составить Росселю конкуренцию на предстоящих выборах.

Цели, преследуемые командой политтехнологов администрации губернатора очевидны. Во-первых, это оказание психологического воздействия на избирателей, прежде всего – колеблющихся, не определившихся с выбором, с целью принудить их смириться с идеей голосования за действующего губернатора, «потому что больше все равно не за кого». Во-вторых, подобный подход оберегает кандидата от критики, так как позволяет заменить конструктивную дискуссию по поводу его программы утверждением, что альтернативы ей все равно нет, и, следовательно, всякая её критика – не конструктивна. Третьей, и, по мнению экспертов, на данном этапе кампании, основной целью команды политтехнологов из администрации губернатора, является получение финансирования со стороны бизнес-элит. Как показывает опыт выборов последних лет, команда кандидата, позиционируемого в качестве «безальтернативного», на первом этапе предвыборной кампании может рассчитывать на доступ к ресурсам хозяйствующих субъектов региона. В целом ряде случаев получение и освоение значительных ресурсов именно на первом этапе кампании, до появления реальных альтернативных кандидатов, выступало в качестве основных целей политтехнологов, разыгрывавших сценарий «безальтернативных выборов».

Эксперты, анализирующие ход предвыборной кампании в Свердловской области отмечают, что, несмотря на ряд трудностей технического характера, прежде всего – дефицит дружественных губернатору СМИ, проект «безальтернативный кандидат» решает поставленные перед ним задачи. Более того, пропагандистские ходы команды губернатора оказались столь эффективными, что независимые журналисты и даже СМИ, откровенно оппозиционные администрации Росселя, начинают ре-транслировать идею о безальтернативных выборах, фактически работая на команду губернатора.

Между тем сама по себе технология достаточно проста. Предсказуемы и последующие шаги команды Росселя. Аналитики полагают, что для более действенного функционирования технологии «безальтернативный кандидат» необходимо создание «ложной альтернативы» – кандидата, заявившего о своем желании участвовать в выборах губернатора, и при этом a priori не являющегося достойным соперником действующему губернатору. Как показывает практика предвыборных кампаний последних лет, (например, недавно завершившиеся выборы в Мордовии), на эту роль чаще всего приглашается «внесистемный» кандидат – ярко выраженный популист, коммунист, представитель ЛДПР, либо другой «внесистемной» силы. Подобный подход сродни тому, что был использован на выборах Президента в 1996 году, только отличается меньшим риском (все-таки Зюганов выступал реальной альтернативой Ельцину). Эксперты считают, что уже в самое ближайшее время такой «ложный кандидат» может появиться и в Свердловской области.

Альтернативы

В то же время следует отметить, что подобная технология эффективна только на первом этапе предвыборной кампании, до появления реальных кандидатов, способных составить альтернативу действующему губернатору. В том, что на предстоящих выборах такие фигуры появятся, не приходится сомневаться.

В пользу такого мнения свидетельствует сразу несколько фактов. Прежде всего, это повышенное внимание к начавшейся предвыборной кампании, о котором можно судить по числу публикаций в местной и федеральной прессе, в электронных СМИ, активизации политических партий и движений, частых визитах на Урал представителей экономических и политических элит федерального значения.

Анализ этих событий позволяет утверждать, что уже сейчас в борьбу за контроль над областью готовы включиться срезу несколько экономических и политических сил, каждая из которых в состоянии выставить собственного кандидата, имеющего возможность стать реальной альтернативой Росселю.

В первую очередь, это крупные уральские ФПГ, заинтересованные в том, чтобы обеспечить себе режим «наибольшего благоприятствования» и имеющие достаточные ресурсы для финансирования кампании собственного кандидата. Несмотря на то, что сейчас все они ведут себя достаточно лояльно по отношению к действующему губернатору, все может измениться в считанные месяцы перед выборами.

Также следует отметить, что в стороне от выборов в одном из самых экономически развитых регионов России не останется и федеральный центр. Согласно информации ряда источников, уже сейчас существует несколько вполне реальных кандидатур на должность «кандидата Кремля». Причем, как отмечают аналитики, любой из них, имея за своей спиной поддержку Президента Путина автоматически становится более чем реальной альтернативой действующему губернатору.

Помимо местных властных элит и федерального центра, участие которых в предвыборной борьбе представляется несомненным, контроль над Уральским регионом, имеющим стратегическое значение в экономике страны, привлекает внимание и других политических и экономических сил. Прежде всего, по мнению наблюдателей, имеет смысл говорить об интересах наших соседей по УрФО, главным образом – из нефте- и газоносных регионов Восточной Сибири, обладающих значительными финансовыми ресурсами и влиянием в федеральном центре. Также можно прогнозировать участие в выборах ряда крупнейших российских ФПГ, не представленных в Свердловской области, но имеющих намерение участвовать в перераспределении собственности на территории региона. Эти силы также могут выставить собственных кандидатов, или поддержать кого-либо из сильных претендентов. Однако сложно предположить, что их избранником может стать Эдуард Россель.

Уже одно количество возможных политических сил, готовых выставить своих кандидатов в борьбе за губернаторское кресло демонстрирует беспочвенность представлений о возможности «без-альтернативных выборов». Скорее, наоборот, следует предположить, что губернаторская кампания 2003 года будет отличаться своей жесткостью, многовариантностью и непредсказуемостью.

перспективы

Однако, до сих пор ни один кандидат, кроме действующего губернатора, не заявил о своем желании участвовать в предстоящей кампании. Аналитики считают, что на это существуют две причины. Одна из них относится скорее к области стратегии предвыборной борьбы, вторая – к области тактики.

Прежде всего, следует отметить, что до выборов губернатора осталось семь месяцев. Для предвыборной кампании это большой срок. Как показывают выборы последних полутора лет, вступать в губернаторскую гонку, более чем за полгода до выборов, просто не эффективно. Политтехнологи считают, что оптимальное время, необходимое для насыщенной кампании в современных условиях составляет 2 – 3 месяца, не более того.

Этого срока достаточно для того, чтобы кандидат стал известен электоральным массам, равно как и для того, чтобы его идеи или имидж закрепились в сознании избирателей. В то же время кандидат не успевает «примелькаться», у него не успевает вырасти антирейтинг.

Дополнительным плюсом короткой кампании является значительная экономия средств. Тем более что, по оценкам экспертов, агитация в период, отстоящий от выборов более чем на три месяца оказывается неэффективной – к моменту голосования избиратели успевают о ней забыть, тем более, что в этом им активно помогают оппоненты. В то же время деньги, вложенные в последние несколько недель кампании, как правило, оказываются наиболее эффективно использованными. Поэтому откладывание начала кампании фактически означает экономию средств для «последнего удара».

В качестве примера эффективности скоротечной, но насыщенной кампании, как правило, приводят историю успеха действующего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, которому меньше чем за три месяца удалось поднять свой рейтинг с 2% до 48%, и выиграть у Александра Усса, считавшегося «безальтернативным кандидатом».

Вторая причина отсутствия «раннего выдвижения» носит скорее тактический характер и связана с политической обстановкой, сложившейся в Свердловской области. Дело в том, что на сегодняшний день команда Эдуарда Росселя готова к ведению изматывающей кампании против любого кандидата. В отсутствии соперников, весь боевой пыл расходуется сейчас на борьбу с противником эфемерным – мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким, который, по всей видимости, в предстоящей губернаторской гонке участия принимать не будет. Но если бы в ближайшее время один из возможных кандидатов на пост губернатора заявил о своих планах на участие в кампании, на него обрушилась бы вся пропагандистская машина Белого дома. Кроме того, вполне вероятно, что против него выступили бы и другие будущие конкуренты. Кампания оказалась бы крайне сложной и затратной.

В то же время если предположить, что несколько сильных кандидатов объявляют о своем желании участвовать в выборах почти одновременно (а это возможно только за несколько месяцев до выборов), то силы сторонников губернатора будут распылены. В такой ситуации от нападения им придется перейти к обороне. А для Эдуарда Росселя это несвойственная тактика, и неизвестно, как долго он сможет её придерживаться, особенно оказавшись в условиях жесткого прессинга со стороны нескольких сильных конкурентов, без поддержки Москвы, с растраченными на долгую кампанию финансовыми ресурсами, и при явном дефиците подконтрольных СМИ.

Аналитики полагают, что в таком случае избиратели быстро забудут о том, что выборы задумывались как «безальтернативные».


Другие материалы по теме: