Губернаторские выборы: расстановка сил

24 июня 2003 года начинается выдвижение кандидатов на должность губернатора Свердловской области. Информационно-аналитический бюллетень «VIP-консультант» предлагает анализ ситуации, сложившейся на политическом поле к официальному старту предвыборной кампании.

Назначив дату выборов губернатора Свердловской области на 7 сентября, Палата представителей Законодательного собрания Сверд-ловской области фактически дала старт официальной кампании по выборам губернатора. До выборов осталось чуть более двух месяцев. С 24 июня началась официальная регистрация кандидатов на пост главы области, сразу же после этого развернется предвыборная пропаганда. Уже сейчас определились основные политические силы, готовые принять участие в кампании, равно как и возможная тактика и стратегия основных участников предвыборной гонки.

Команда губернатора

Команда губернатора Росселя подходит к началу официальной кампании в самом худшем состоянии за последние четыре года. Вместо консолидации усилий всех членов команды, наблюдавшейся перед выборами 1999 года, 2003 год демонстрирует затяжной аппаратный конфликт между основными группами чиновников, составляющими ближайшее окружение губернатора.

По мнению наблюдателей, чиновники, не сомневающиеся в победе на предстоящих выборах, уже сейчас начали борьбу за распределение постов и полномочий в новом поствыборном правительстве.

До недавнего времени между двумя основными противоборствующими «группами влияния» в окружении губернатора: «правительственной», формирующейся вокруг областного премьера Алексея Воробьева и ряда его замов и помощников, и «административной», основу которой составляют пресс-секретарь губернатора Александр Левин и глава администрации губернатора Анатолий Тарасов, существовал относительный паритет сил. Но накануне выборов это положение изменилось, и группе Левина-Тарасова удалось добиться перевеса в аппаратной борьбе.

Впервые существенного преимущества группа чиновников администрации губернатора добилась в начале мая, когда оппозиции удалось организовать отставку лояльного губернатору Росселю спикера областной думы Николая Воронина и, фактически, установить контроль над нижней палатой областного парламента. Тогда поражение команды губернатора было представлено как результат персональных ошибок Алексея Воробьева. В итоге, председатель правительства утерял ряд позиций, а Александр Левин укрепил влияние на губернатора, фактически монополизировав информационные потоки, связывающие Росселя с внешним миром.

В последние месяцы для ослабления позиции группы чиновников, сложившейся вокруг Воробьева, командой администрации губернатора были использованы не только информационные и административные ресурсы, но и акции оппозиции, в том числе и политические заявления Павла Федулёва. По мнению экспертов, в результате этих акций в настоящее время Алексей Воробьев не только утерял контроль над финансовыми потоками, направленными на предвыборную кампанию, но и оказался близок к завершению своей политической карьеры: политологи полагают, что он будет вынужден оставить свой пост ещё до выборов.

Очевидно, что смена председателя и значительной части кабинета министров накануне выборов не рассматривается группой Левина как фактор, могущий нанести серьёзный ущерб областной власти и имиджу губернатора Росселя, так как в администрации губернатора полагают, что альтернативы губернатору Росселю нет, и его победа на выборах гарантирована.

Эта уверенность самым негативным образом сказывается на качестве предвыборной кампании губернатора. Большая часть акций, предпринятых в её рамках на протяжении последних месяцев, не достигла успеха. Наблюдатели полагают, что в ближайшие месяцы положение не улучшится, так как значительная часть политтехнологов, входящих в губернаторский пул ещё с прошлых выборов, принадлежит к группе Воробьева, которая оказалась отрезаной от источников финансирования.

Главным итогом аппаратной борьбы аналитики считают возможное перераспределение полномочий во властных инстанциях Свердловской области в случае победы на выборах Эдуарда Росселя. Очевидно, что группа чиновников, связанных с Алексеем Воробьевым, будет выдавлена из правительства, которое, по всей видимости, возглавит Анатолий Тарасов. Александр Левин займет место главы администрации, и, получив неограниченное влияние на губернатора, фактически, четыре года будет руководить областью.

Элиты

Подобные перспективы не устраивают практически все политические и экономические элиты Урала. Эксперты обнаруживают только две значимые политические силы, которые заинтересованы в консервации правления губернатора Росселя.

Прежде всего, это чиновники органов областной власти, существование которых возможно только в рамках нынешнего излишне многочисленного и неэффективного бюрократического механизма управления областью, сохранившегося с советских времен. Очевидно, что одним из первых шагов любого нового губернатора будет оптимизация и сокращение системы менеджмента, в результате чего число чиновников может сократиться в 3-4 раза, а чиновники, сидящие на своих постах с первого губернаторского срока Росселя, неизбежно должны будут уступить кресла молодым эффективным менеджерам. Этот чиновничий блок будет использовать весь находящийся в его распоряжении административный ресурс для сохранения существующего положения дел и переизбрания губернатора Росселя. Так же можно предположить, что губернатора поддержат мэры ряда городов области, которые, подобно Росселю, сумели испортить отношения с экономическими и политическими элитами на местах, и для которых губернатор – единственная возможность сохранить сой пост. Характерным примером может служить мэр Нижнего Тагила Николай Диденко, настроивший против себя глав всех крупных предприятий города, которые во главе с гендиректором НТМК Сергеем Носовым готовы вести против него предвыборную кампанию.

Единственной ФПГ, которую устраивает переизбрание Эдуарда Росселя на третий срок, является группа СУАЛ, традиционно близкая к губернатору. Однако и алюминиевый холдинг не заинтересован в возможном возвышении Александра Левина, так как СУАЛ в аппаратной борьбе исторически ориентировался на премьера Воробьева. Не секрет, что ряд министров его правительства являются ставленниками СУАЛа, и их возможный уход серьезно подорвет влияние холдинга. Пока тактикой холдинга является попытка переломить положение в окружении губернатора Росселя за счет аппаратной борьбы. Но, эксперты не исключают, что в случае неудачи СУАЛ будет вести собственную предвыборную политику.

В том, что мэр Каменск-Уральского Виктор Якимов, являющийся ставленником СУАЛа, будет участвовать в выборах, не сомневается большинство экспертов. Это позволит СУАЛу занять выжидательную позицию: в случае необходимости они смогут как снять с выборов Якимова в пользу Росселя, так и вести собственную губернаторскую кампанию. Эксперты не исключают и того, что на определенном этапе кампании Якимов может снять свою кандидатуру и в пользу единого кандидата от оппозиции.

Что касается других политических и экономических элит, то они уже дали понять губернатору Росселю, что не заинтересованы в продолжении его правления, и различными методами будут участвовать в предвыборной борьбе не на его стороне. Сейчас, перед началом регистрации участников предвыборной кампании, с уверенностью можно говорить, о том, что своего кандидата на пост губернатора выставит Уральская горно-металлургическая компания. Более того, эксперты полагают, что таких кандидатов может быть несколько. Например, не исключено, что первым будет зарегистрирован Андрей Вихарев, на долю которого придется значительная часть губернаторского «черного пиара», а вслед за ним на расчищенное электоральное поле выйдет главный кандидат УГМК, которым может стать как сам глава компании Андрей Козицин, так и некий человек из его ближайшего окружения.

Эксперты считают весьма маловероятным выдвижение в качестве кандидата директора НТМК и лидера Свердловского отделения партии «Единая Россия» Сергея Носова. Но то, что он будет работать против действующего губернатора – очевидно: он не скрывал этого на протяжении всего последнего года, да и его нынешнее противостояние с мэром Диденко – фактически борьба с Росселем на местном уровне.

Ту же позицию готовы занять главы многих региональных предприятий и коммерческих структур. Фактически, выступая против Росселя, они ждут того кандидата, который сможет сплотить вокруг себя все оппозиционные силы. Пока сложно говорить о том, кто станет таким кандидатом, но очевидно, что он определится в ходе предвыборной кампании.

Особая роль в ходе выборов будет принадлежать уральскому полпредству. Накануне важнейших для страны выборов в Государственную думу сложно ожидать от федерального центра прямого вмешательства в предвыборную борьбу в регионе и выставление собственного ставленника. Как это уже не раз было на многих региональных выборах, интересы федерального центра в регионе будет поручено отстаивать полномочному представителю президента и его аппарату. Очевидно, что общей установкой, заданной Петру Латышеву Кремлем, станет недопущение переизбрания губернатора Росселя, который прочно ассоциируется с идеей построения «Уральской республики», попыткой введения собственной валюты, отказом от денонсации договора о разграничении полномочий и ежегодными попытками поднятия темы межбюджетных отношений. Но кого конкретно поддержать в ходе кампании, предоставив ему все административные и финансовые ресурсы полпредства, решать будет непосредственно Петр Латышев. Эксперты не исключают возможности выдвижения полпредством собственного кандидата в лице заместителя Латышева по экономическим вопросам Виктора Басаргина, являющегося на данный момент наиболее компромиссной фигурой, в равной мере устраивающей представителей всех региональных элит и имеющей самые высокие шансы на избрание.

Так же не исключено участие в предвыборной борьбе мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Очевидно, что он не может рассчитывать на победу, что не исключает того, что он сам, или его креатура выдвинется в качестве кандидата в губернаторы. Прежде всего, такой шаг поднимет рейтинг главы Екатеринбурга перед выборами мэра города, во вторых – позволит во втором туре передать голоса своих потенциальных избирателей и, что не менее важно – медийные и финансовые ресурсы мэрии единому кандидату от оппозиции.

Если говорить о сценарии предстоящих выборов, то он представляется достаточно прозрачным и предсказуемым. На первом этапе предвыборной кампании ожидается выдвижение Эдуарда Росселя и нескольких, возможно – более десятка, оппозиционных кандидатов. Помимо перечисленных выше, участие в предвыборной борьбе примут кандидат от объединенных левых сил, депутат Госдумы от КПРФ Владимир Кадочников, глава регионального отделения «Яблока» Юрий Кузнецов. Возможно, в выборах примут участие представители иных политических сил, заинтересованных в ослаблении позиций действующего губернатора или увеличении собственной узнаваемости накануне выборов в Госдуму и муниципальные органы власти.

Значительное число кандидатов не только застрахует оппозицию от выбывания из борьбы отдельных политиков, но и не позволит губернаторским политтехнологам сосредоточиться на информационной борьбе с единственным врагом (до сих пор именно эта тактика приносила успех губернатору Росселю). В то же время все оппозиционные кандидаты будут работать на единую антиросселевскую повестку дня, что не позволит команде губернатора организовать эффективную информационную оборону.

На втором этапе выборов, когда в рамках предвыборной борьбы произойдет дифференциация оппозиционных депутатов на сильных и слабых, последние постепенно будут снимать свои кандидатуры в пользу первых. К первому туру выборов оппозиция подойдет с двумя или тремя кандидатами, каждый из которых будет реально претендовать на победу. Более чем вероятно, что непосредственно перед выборами между ними будет заключено соглашение о взаимной поддержке.

В случае, если во второй тур проходят два оппозиционных депутата, борьба между ними продолжается, и в качестве «третьей силы», определяющей итог голосования выступят Эдуард Россель (можно предположить, что за это он получит пост сенатора от администрации Свердловской области) и полпредство.

В случае, если губернатор Россель выйдет во второй тур, оппозиционные кандидаты заявят о поддержке единого кандидата от оппозиции и передадут ему свои голоса. Полпредство выступает в качестве гаранта поддержки со стороны федерального центра, региональные ФПГ и мэрия Екатеринбурга обеспечивают кандидата финансовыми и медийными ресурсами. В этом случае он имеет реальные шансы на победу.


Другие материалы по теме: