«Капитал. День за днем» и Юрий Заболотский считают, что «Дорожный фонд не спасут нефтяные акцизы»

14 марта 2003 (10:51)

Как и ожидалось новый порядок сборов акциза на нефтепродукты, не улучшит положение территориальных дорожных фондов. Выход из ситуации начинают искать на федеральном уровне.

С 1 января 2003 г обязанность уплаты акцизов на нефтепродукты перенесена с производителей на оптово-розничную сеть. Планировалось, что новая схема уплаты акцизов покроет дефицит средств, образовавшийся в дорожных фондах регионов после отмены налога на пользователей автодорог. Как и прогнозировали эксперты, новая схема не оправдала надежд инициаторов нововведения. Дело в том что большинство нефтяных компаний являются вертикально-интегрированными и сами решают, где им платить акциз, по месту расположения собственного нефтеперерабатывающего завода или там где находятся их оптово-розничные предприятия.

По мнению налоговиков, основная проблема связана с тем, что законодательство позволяет нефтяным компаниям, самостоятельно определять получать им регистрационное свидетельство на право осуществления реализации нефтепродуктов или нет. Что негативно сказывается на наполнении бюджетов территориальных дорожных фондов в тех регионах, где нет нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Например, в Свердловской области на новый порядок перешел всего один трейдер - ОАО «Свердловскнефтепродукт» (дилер компании «Сибнефть»). Об этом сообщила корреспонденту «К» специалист по рекламе и связям с общественностью ОАО «Свердловскнефтепродукт» Юлия Давыдова. «Мы единственное предприятие в Свердловской области которое получило регистрационное свидетельство и платим акциз на нефтепродукты. В этом году предприятие планирует уплатить по акцизам 1,7 млрд руб. За первые два месяца 2003 г. было уплачено 205 млн руб», - заявила Юлия Давыдова. Между тем, этой суммы будет явно недостаточно, она не покрывает и трети образовавшейся финансовой дыры в бюджете дорожного фонда, остальной объем средств который можно было бы получить с областного рынка нефтепродуктов по прежнему платится по месту нахождения НПЗ, которые сконцентрированы в 20 регионах.

Проанализировав ситуацию министерство финансов РФ, провело 11 марта рабочее совещание с представителями Совета Федерации. На котором сенаторам было предложено включить в бюджет будущего года 30 млрд руб. для компенсации недополученных от акциза доходов. Члены Совета федерации взяли на размышление две недели.

Между тем, решение проблемы, в одном из своих высказываний предложил гендиректор Российской ассоциации дорожников Александр Афанасьев. Он считает, что необходимо обязать все организации, продающие нефтепродукты, перейти на новую форму оплаты акцизов и получать свидетельства. Однако в министерстве по налогам и сборам существует иное мнение. «Введение в налоговый кодекс положения о получении регистрационного свидетельства не обеспечит гарантированное и равномерное поступление акцизов на нефтепродукты в регионах, но может привести к проблемам в их администрировании. К тому же, количество выданных регистрационных свидетельств на право осуществления операций с нефтепродуктами еще не гарантирует увеличения поступления акцизов», - отметили специалисты МНС РФ.

Повышение цены на акциз, который сейчас составляет 3 тыс. руб. с тонны нефтепродукта, по мнению специалистов навряд ли изменит ситуацию к лучшему, так как повышение акциза на 1 рубль с одного литра бензина, даст прибавку к стоимости как минимум - 1,2 руб. Что может привести некоторому снижению объема продаж. Эксперты считают, что единственно приемлемым вариантом для большинства регионов остается обязательный переход оптово-розничных предприятий рынка на новую схему оплаты акциза.


Другие материалы по теме: