«Капитал» и Юрий Заболотский считают, что «Финансирование дорог изменится в будущем году»
22 сентября 2003 (11:12)
Минфин РФ предложил вариант решения проблемы наполнения бюджетов территориальных дорожных фондов. Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты будут распределяться исходя из протяженности дорог и количества автомобилей в регионах.
В Министерстве финансов РФ утверждают, что с 2004 г. деньги от уплаты акцизов будут у всех регионов. Минфин нашел способ по справедливости распределить между регионами доходы от акцизов на горюче-смазочные материалы. В настоящее время министерство готовит поправки в проект бюджета-2004. Федеральный центр уже давно обещал изменить существующие правила распределения доходов, направляемых на развитие и содержание дорожной сети. Принятые с 1 января 2003 г. новые правила формирования доходных источников территориальных дорожных фондов не компенсировали отмену налога на пользователей автомобильных дорог. В частности в Свердловской области по прогнозам специалистов бюджет дорожного фонда не превысит прошлогодние показатели, что составит примерно 70% от плана, установленного на этот год. Учитывая инфляционные издержки, финансирование автомобильных дорог значительно снизится по сравнению с 2003 г.
По существующим правилам акциз на нефтепродукты уплачивается по желанию либо на нефтеперерабатывающем заводе, либо организациями, торгующими готовым продуктом. Основная доля акцизных платежей на сегодняшний день поступает с нефтепереработки. В этом случае Свердловская область, в которой нет нефтеперерабатывающих производств, находится в невыгодном положении. В результате большая часть акцизных платежей сконцентрировалась в восьми регионах: в Москве, Калмыкии, Мордовии, Алтае, Туве, Омской, Томской и Магаданской областях.
По схеме, предложенной Минфином, для налогоплательщиков ничего не поменяется, а вот поступления будут распределяться по-новому. Федеральному бюджету, как и сейчас, достанется 40% собранного акциза. Еще 10% будет оставаться в тех регионах, где уплачивался налог. А оставшиеся 50% будут перераспределены между регионами через казначейство, без предварительной централизации в федеральном бюджете. Для каждого субъекта федерации будет рассчитан норматив отчислений исходя из протяженности дорог на его территории и их загруженности, а также количества автомобилей.
В Свердловской области неоднозначно оценивают инициативу федерального центра. В частности, председатель комитета по экономической политике, бюджету и налогам областной Думы Борис Чойнзонов считает, что в целом подход, который учитывает протяженность дорожной сети в регионах, можно считать положительным, но что касается количества машин, то здесь все будет зависеть от того, как будет рассчитываться методика. «Необходимо учитывать и транзитный транспортный поток, так как на многих дорогах областного подчинения движение не менее интенсивное, чем на федеральных трассах», - полагает председатель комитета.
Пресс-секретарь Управления автомобильных дорог Свердловской области Сергей Ибрагимов считает, что регионам в первую очередь необходима стабильность в этом вопросе. «Последние пять лет ситуация с доходной базой территориальных дорожных фондов меняется каждый год. Мы уже не раз заявляли, что необходимо установить единые правила в этом вопросе на 5-10 лет. А что касается инициативы Минфина РФ, то здесь есть один аспект, который может не лучшим образом сказаться на конечном результате. Когда центр получает право распределять большую часть доходов по регионам, то в этом случае не всегда учитываются региональные планы развития дорожной сети. И кроме того, еще неизвестно, в каком виде будет принят окончательный вариант поправок в бюджет и какова будет система методики, по которой чиновники будут рассчитывать нормативы. Поэтому объективно оценивать инициативу Минфина РФ преждевременно», - считает Сергей Ибрагимов.
В целом эксперты сходятся во мнении, что новая схема будет более эффективной для регионов, особенно для Свердловской области, в которой нет нефтеперерабатывающих заводов. Однако насколько эффективной окажется новая схема, выяснится после принятия бюджета, когда будет утвержден окончательный вариант внесенных Минфином поправок.
В Министерстве финансов РФ утверждают, что с 2004 г. деньги от уплаты акцизов будут у всех регионов. Минфин нашел способ по справедливости распределить между регионами доходы от акцизов на горюче-смазочные материалы. В настоящее время министерство готовит поправки в проект бюджета-2004. Федеральный центр уже давно обещал изменить существующие правила распределения доходов, направляемых на развитие и содержание дорожной сети. Принятые с 1 января 2003 г. новые правила формирования доходных источников территориальных дорожных фондов не компенсировали отмену налога на пользователей автомобильных дорог. В частности в Свердловской области по прогнозам специалистов бюджет дорожного фонда не превысит прошлогодние показатели, что составит примерно 70% от плана, установленного на этот год. Учитывая инфляционные издержки, финансирование автомобильных дорог значительно снизится по сравнению с 2003 г.
По существующим правилам акциз на нефтепродукты уплачивается по желанию либо на нефтеперерабатывающем заводе, либо организациями, торгующими готовым продуктом. Основная доля акцизных платежей на сегодняшний день поступает с нефтепереработки. В этом случае Свердловская область, в которой нет нефтеперерабатывающих производств, находится в невыгодном положении. В результате большая часть акцизных платежей сконцентрировалась в восьми регионах: в Москве, Калмыкии, Мордовии, Алтае, Туве, Омской, Томской и Магаданской областях.
По схеме, предложенной Минфином, для налогоплательщиков ничего не поменяется, а вот поступления будут распределяться по-новому. Федеральному бюджету, как и сейчас, достанется 40% собранного акциза. Еще 10% будет оставаться в тех регионах, где уплачивался налог. А оставшиеся 50% будут перераспределены между регионами через казначейство, без предварительной централизации в федеральном бюджете. Для каждого субъекта федерации будет рассчитан норматив отчислений исходя из протяженности дорог на его территории и их загруженности, а также количества автомобилей.
В Свердловской области неоднозначно оценивают инициативу федерального центра. В частности, председатель комитета по экономической политике, бюджету и налогам областной Думы Борис Чойнзонов считает, что в целом подход, который учитывает протяженность дорожной сети в регионах, можно считать положительным, но что касается количества машин, то здесь все будет зависеть от того, как будет рассчитываться методика. «Необходимо учитывать и транзитный транспортный поток, так как на многих дорогах областного подчинения движение не менее интенсивное, чем на федеральных трассах», - полагает председатель комитета.
Пресс-секретарь Управления автомобильных дорог Свердловской области Сергей Ибрагимов считает, что регионам в первую очередь необходима стабильность в этом вопросе. «Последние пять лет ситуация с доходной базой территориальных дорожных фондов меняется каждый год. Мы уже не раз заявляли, что необходимо установить единые правила в этом вопросе на 5-10 лет. А что касается инициативы Минфина РФ, то здесь есть один аспект, который может не лучшим образом сказаться на конечном результате. Когда центр получает право распределять большую часть доходов по регионам, то в этом случае не всегда учитываются региональные планы развития дорожной сети. И кроме того, еще неизвестно, в каком виде будет принят окончательный вариант поправок в бюджет и какова будет система методики, по которой чиновники будут рассчитывать нормативы. Поэтому объективно оценивать инициативу Минфина РФ преждевременно», - считает Сергей Ибрагимов.
В целом эксперты сходятся во мнении, что новая схема будет более эффективной для регионов, особенно для Свердловской области, в которой нет нефтеперерабатывающих заводов. Однако насколько эффективной окажется новая схема, выяснится после принятия бюджета, когда будет утвержден окончательный вариант внесенных Минфином поправок.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Ведомости»: Минфин РФ нашел способ равномерно распределить средства от акц ...
- В 2001 году финансирование автомобильных дорог будет производиться за счет ...
- «Капитал. День за днем» и Юрий Заболотский считают, что «Дорожный фонд не с ...
- Сегодня депутаты Свердловской Облдумы приняли бюджет территориального дорож ...
- На строительство автомобильных дорог из федерального бюджета на 2006 год Св ...