«Капитал. День за днем» и Татьяна Воробьева уверены, что «Железная дорога станет гибкой»

14 марта 2003 (10:47)

В 2003 г Министерство путей сообщения начинает реформу железной дороги, рассчитанную на 10 лет. В частности, Свердловская железная дорога в рамках проведения реформы запланировала внедрение в этом году гибкой системы тарифов.

Вчера на пресс-конференции в «ТАСС-Урал» заместитель начальника Свердловской железной дороги по пассажирским перевозкам Михаил Шарин подробно рассказал о сути нововведения. Смысл их в том, что стоимость железнодорожных билетов будет зависеть от времени поездки. Теперь во время летних отпусков цена будет расти, а в межсезонье – снижаться. Такие тарифа давно приняты в авиаперевозках, в туристическом бизнесе, теперь к этому списку присоединилась и железная дорога. Главное преимущество гибкой системы тарифов, по словам Михаила Шарина, в том, что это позволит исключить спекуляцию билетами, получившую в последнее время широкое распространение. К тому же рост цен поспособствует повышению уровня комфортности самих поездов, качеству обслуживания.

Железнодорожный транспорт и по сей день остается самым популярным средством передвижения на дальние расстояния. В то же время, убытки от него колоссальные и покрыть их нечем. Прибыль можно получить только за счет вагонов СВ-класса, но они составляют всего 1% от общего парка на Свердловской дороге. Прибыль от купе составляет минус 80%, а плацкарт – минус 54%. Для того, чтобы как-то решить глобальные проблемы железной дороги и была разработана гибкая система тарифов. При ее внедрении базовый тариф в течение года меняться не будет, будут только применятся соответствующие коэффициенты. К примеру, в период с 1 марта по 25 апреля будет действовать понижающий коэффициент и стоимость билета (по сравнению с прошлым годом) увеличится всего на 1-6% вместо 20.

«С января текущего года мы имели полное моральное право поднять стоимость билетов на 12%. В этом случае билет от Екатеринбурга до Москвы стоил бы уже не 499 руб., а 588 руб., но этого не сделали. Январь – время каникул и многие школьники с родителями совершали поездки в другие города», - отметил Михаил Шарин. Цены теперь будут повышаться планово, в зависимости от времени года. Как заметил заместитель начальника СвЖД, теперь 270 дней в году пассажиры с небольшими заработками смогут пользоваться скидкой на поездах дальнего следования.

Как полагают железнодорожники, поезда проигрывают авиатранспорту, в первую очередь, в том, что пассажир железной дороги оторван от информации. Для того, чтобы избавится от этого недостатка, все 6 фирменных поездов СвЖД оборудовали спутниковой связью, чтобы пассажир мог в любой момент связаться по телефону с интересующим его абонентом. В планах – сделать интернет-купе.

В ближайших планах повышения тарифов на пригородные пассажирские перевозки на 28,8%. Эта мера уже принята во всех соседних областях, теперь дошла очередь до Свердловской и Пермской. Повышение планируется уже с 20 марта. Убыточность железной дороги удручает. В 2002 году убытки МПС от пассажирских перевозок составили 65 млрд. руб., где на долю пригородного транспорта приходится порядка 22 млрд. Конкретно по СвЖД цифры не менее впечатляющие: от поездов дальнего следования убытки исчисляются 20 млн. руб.

Грузовые перевозки долгое время позволяли хоть как-то компенсировать убытки от пассажирских, поскольку всегда были более прибыльными. Теперь, когда было принято решение о прекращении перекрестного финансирования, пассажирскому транспорту нужно искать другие пути выхода их кризиса.

Запланированная реформа призвана вывести железную дорогу из критической ситуации, в которой она оказалась, будучи государственной собственностью. Теперь железнодорожники не исключают участие в деле частных операторов, как это практикуется в туристическом бизнесе. В таком случае частные фирмы закупают подвижной состав и используют его в коммерческих целях. Министерство путей сообщения так сформулировало проект реформы, чтобы в ней не было ни одного необратимого шага.


Другие материалы по теме: