«Уральский рабочий» и Юлия Санатина уверены, что «Катастрофа откладывается»

19 марта 2003 (10:20)

Энергосистему пробуют на прочность

Совет Федерации на пленарном заседании 12 марта принял пять из шести законопроектов, входящих в пакет по реформированию электроэнергетики, отклонив лишь изменения в закон «Об энергосбережении», для доработки которого создана согласительная комиссия. Вероятно, работа комиссии не займет много времени, поскольку большая часть поправок, внесенных Советом Федерации, уже учтена в текстах законопроектов. А значит, вскоре законы будут подписаны Президентом, и реформа пойдет полным ходом.

Что ожидает в этой связи нас, рядовых потребителей продукции энергетического концерна? Какие перемены произойдут в региональных энергетических системах и как это отразится на снабжении потребителей тепло- и электроэнергией? Об этом наш разговор с первым заместителем генерального директора ОАО «Свердловэнерго» Геннадием Никитиным.

— Реформа фактически началась еще до принятия новых законов. Акционерные общества, из которых состоит большая энергетика России — «Свердловэнерго», «Пермьэнерго» и другие, уже второй год активно занимаются вопросами вывода из состава акционерных обществ непрофильных видов деятельности, то есть всего того, что не связано напрямую с генерацией, транспортом и сбытом тепловой и электрической энергии. До конца года этот процесс будет завершен.

Та же работа, что требует обязательного наличия законодательной базы, связанная с переводом российской энергетики в рыночные условия, запланирована на более поздние периоды. Пока «Свердловэнерго» осуществляет подготовку своей системы управления к последующему разделению по видам деятельности: уже созданы отдельные дирекции по генерации, по передаче и сбыту электрической энергии.

— Геннадий Алексеевич, а когда планируется разделение энергосистемы на предприятия по генерации, передаче и сбыту электроэнергии?

— Пока не ясно. Но не ранее 2004 года. В этом году реальных шагов в этом направлении не будет, а значит, рядового потребителя в его реальной повседневной жизни реформирование пока не коснется. Тарифы, как вы знаете, сейчас утверждаются один раз в год, и в 2003 году их изменения не предполагается. Договорные отношения по поставке потребителям тепловой и электрической энергии тоже вряд ли будут меняться в течение этого года.

— По вашей оценке, есть какие-то узкие места в работе этих будущих компаний или все они будут способны работать достаточно эффективно?

— По тем компаниям, которые будут создаваться в результате реформирования нашего акционерного общества, нет каких-либо серьезных опасений. Но реформы не закончатся тем, что будут созданы региональные генерирующие, транспортные и сбытовые компании. Предполагается создание оптовых генерирующих компаний на базе крупных электростанций. Так, Рефтинская, Верхнетагильская и Среднеуральская ГРЭС (это все имущество РАО) и Серовская ГРЭС (имущество «Свердловэнерго») в перспективе должны войти в состав такой компании.

На базе оставшихся будет создана региональная оптовая генерирующая компания «Свердловэнерго». Не исключено, что в дальнейшем на базе таких региональных компаний будут интегрироваться более крупные. У любой из них, на мой взгляд, должен быть достаточно большой объем продаж (минимум 3—5 млрд. рублей в год), чтобы иметь запас финансовой устойчивости и резервные источники на случай каких-то непредвиденных ситуаций. Ведь для того, чтобы заменить, скажем, крупный котел, нужно достаточно большое разовое вложение средств.

— Большинство электростанций у нас в области вырабатывают не только электрическую, но и тепловую энергию, и нас, жителей городов, пожалуй, это волнует в большей степени: перебои в теплоснабжении некоторых населенных пунктов нынешней зимой очень встревожили даже тех, кого пока миновала чаша сия. В какой степени реформы энергетики коснутся снабжения населения теплом? Возможны ли какие-либо проблемы в этом отношении?

— В текущем году никаких изменений не будет. Более того, предполагается даже организационное участие ОАО «Свердловэнерго» в решении вопросов теплоснабжения в сфере деятельности коммунальной энергетики. Ведь проблемы с теплоснабжением минувшей зимой были связаны именно с муниципальной энергетикой. И мы вынуждены были включиться, пока в организационном плане, в работу по контролю за подготовкой к следующему отопительному сезону. Кроме того, мы заключим с коммунальными и муниципальными службами, отвечающими за теплоснабжение городов области, соглашения по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях: мы можем помочь топливом, специалистами, трубами и т.д. — конечно, не безвозмездно.

— В Свердловской области работает ряд ТЭЦ, построенных еще в довоенные или послевоенные годы, к примеру, Красногорская в Каменске-Уральском или Богословская в Краснотурьинске. Надо полагать, оборудование на этих станциях давно устарело. Планирует ли «Свердловэнерго» заниматься их техническим перевооружением или строить новые станции взамен устаревших?

- Я не разделяю ваших опасений в части теплоисточников, которые являются собственностью «Свердловэнерго». Действительно, у нас есть оборудование, которое находится в эксплуатации сверхнормативные сроки, но мы принимаем соответствующие меры. Скажем, есть возможность продления ресурса оборудования.

— Но ведь бесконечно продлевать невозможно...

— Да, есть определенные проблемы, но мы с ними справляемся, критической ситуации по надежности работы оборудования у нас нет. Единственное, надо больше тратить средств и сил на ремонт такого оборудования, чем на обслуживание нового, но оно находится в нормальном состоянии. А вот, скажем, старейшую на Урале Егоршинскую ГРЭС мы постепенно выводим из работы: начиная с отопительного сезона 2003—2004 годов будем переводить все нагрузки на новую котельную, построенную в городе Артемовском.

— Геннадий Алексеевич, а РАО «ЕЭС России», ваша большая «мама», каким-то образом принимает участие в техническом перевооружении, в частности финансами, или это все лежит на плечах региональных АО-энерго?

— РАО «ЕЭС России» в вопросах технического перевооружения и реконструкции осуществляет методологическое руководство и контроль. А финансовой помощи нет. Средства для проведения ремонтов, перевооружения должны зарабатываться на местах.

— А «Свердловэнерго» в последние годы заказывало какие-нибудь новые машины?

— Новых машин мы не заказывали, только в прошлом году на СУГРЭС мы ввели так называемую газотурбинную расширительную станцию производства Турбомоторного завода.

— И все-таки что касается реформ. В «Свердловэнерго» уже разрабатываются какие-то детальные планы будущих преобразований или пока это все решается лишь на законодательном уровне?

— У нас подготовлен проект реформирования ОАО «Свердловэнерго», но он пока не утвержден, поскольку законодательная база немножко отставала от той идеологии, которая была заложена в реформы.

— И последний вопрос: как вы оцениваете заявления наших политиков и энергетиков, в частности заместителя министра энергетики В. Кудрявого, о том, что после принятия законов по реформе энергетики первая же зима обернется для России энергетической катастрофой?

— Мне сложно оценивать заявления даже вроде бы профессиональных энергетиков, после того как они перешли, на мой взгляд, из категории профессионалов-менеджеров в политику. Моя точка зрения такова: как «Свердловэнерго», так и соседние энергосистемы Уральского региона достаточно взвешенно готовят проекты реформирования. Каких-то особых чрезвычайных ситуаций я не прогнозирую.


Другие материалы по теме: