Программа Росселя: налог на бензин

Инициативу главы Свердловской области анализируют уральские политики и эксперты в области рынка нефтепродуктов.

На прошедшем в Тюмени совещании глав регионов УрФО под председательством Президента РФ Владимира Путина, губернатор Свердловской области Эдуард Россель выступил с пакетом инициатив, которые ряд наблюдателей склонны рассматривать как часть его предвыборной программы. Озвученные губернатором инициативы предполагают решение ряда стоящих перед областью проблем социального и инфраструктурного характера путем привлечения дополнительных средств со стороны частных лиц и предприятий области. Так, губернаторские инициативы планируют более чем двукратное увеличение зарплаты рабочим промышленных предприятий за счет создания механизмов государственного вмешательства в процесс распределения доходов коммерческих предприятий. Решение проблем расселения и сноса ветхого жилья за счет привлечения средств крупных хозяйствующих субъектов, уже получившее название «нравственного налога», и решение проблемы наполнения Областного дорожного фонда введением дополнительного налога на бензин. Механизм осуществления последней инициативы представляется наиболее прозрачным для анализа. По словам губернатора, для возобновления докризисных темпов дорожного строительства в регионе (Эдуард Россель уточнил, что «какое-то время назад на территории Свердловской области строилось около тысячи километров дорог в год, а в 2002 году было построено 50 километров») будет достаточно суммы в 5 миллиардов рублей. Эти средства могут быть изысканы путем взимания в пользу областного бюджета дополнительно 1 рубля с каждого проданного в области литра бензина.

Перспективы

По словам начальника аналитического отдела ТПХ «ЕДИАР» (дилер «ЮКОС-М») Евгения Огибенина, резкое повышение налога на бензин в отдельно взятой Свердловской области не может не вызвать негативной реакции автолюбителей, привыкших к традиционно более низким розничным ценам, чем в соседних регионах УрФО. Введение налога на бензин усилит инфляционные процессы в области и, наверняка будет способствовать росту цен на продукты питания и товары народного потребления.

Кроме того, оценка губернатором объемов потребления бензина в Свердловской области несколько отличается от реальной цифры потребления. По сведениям маркетологов, в области реализуется в розницу около 0,5 млн. тонн автобензина и дизельного топлива, в то время как губернатор в своем выступлении озвучил в десять раз большую цифру.

Председатель Комитета Свердловской областной Думы по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Банзаракца Чойн-зонов отметил, что Налоговый кодекс РФ четко предписывает, что объект налогообложения может облагаться налогом один раз. «Поэтому, при уже существующем акцизе на бензин, вводить дополнительный налог незаконно», – считает Б. Чойнзонов.

По его мнению, проблему содержания дорожного хозяйства можно решать с помощью перераспределения налоговой базы, но никак не вводом нового налога на бензин. Кроме того, введение нового обязательного платежа может привести к увеличению инфляции сверх уровня, заложенного Правительством РФ. Тем более что с 1 января 2003 года уже произошло увеличение цены на энергоносители и транспортные услуги, вызванное целым рядом причин, в том числе – ростом цен на топливо на мировых рынках. «Если еще увеличить налоговую базу, то это неминуемо приведет к раскручиванию маховика инфляции, и она может превысить 12 %», – отметил Б. Чойнзонов.

Депутат Свердловской областной Думы Константин Карякин считает, что ввод дополнительного налога на бензин с учетом неконтролируемых рыночных процессов повлечет за собой увеличение стоимости топлива, значительно превышающее предполагаемый губернатором Росселем 1 рубль.

По его мнению, вводить новый налог на бензин – это не совсем правильная мера, так как от него, в первую очередь, будут страдать рядовые потребители топлива, а также многие жители области, не имеющие отношения к автотранспорту. Произойдет это потому, что предприятия будут учитывать в цене товара издержки на транспорт, в том числе на бензин, что, в конечном счете, вызовет рост цен на товары и услуги.

В ОАО «Уральская нефтяная компания» (ОАО «УНК», дилер ОАО «Тюменская нефтяная компания»), считают, что с введением налога на бензин в размере 1 рубль за литр, соответственно вырастет цена на бензин, что, фактически означает, что Правительство области намерено вести строительство и ремонт дорог за счет обычных потребителей.

По словам заместителя генерального директора ОАО «УНК» Дениса Балалыкина, дополнительное налогообложение, конечно, самый простой способ решения проблемы дефицита средств в бюджете дорожного фонда. Но самый простой – не значит самый лучший. Тем более что не так давно уже были введены акцизы на нефтепродукты, которые перечислялись на строительство дорог. И если механизм прежнего акциза не работает, то нет гарантий того, что будет работать новый налог. Но можно утверждать точно, что с введением налога на бензин произойдет удорожание ГСМ, продуктов питания и товаров народного потребления, что опять же скажется на населении. «Введение налога не решит проблемы по строительству дорог, пока не эффективно работают дорожно-строительные службы Свердловской области. Если же их работа будет строиться на эффективной основе, то, возможно, можно будет обойтись и без нового налога», – заявил
Д. Балалыкин.

Заместитель председателя комитета Областной Думы по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности Владимир Крицкий считает, что инициатива Эдуарда Росселя о введении нового налога на бензин отрицательно скажется на всех сферах экономики Свердловской области.

«Дело в том, что порядок формирования расходов Областного дорожного фонда установлен, там говорится о таком понятии, как акцизы. Вводить новый налог на бензин – дополнительное бремя на население как налогоплательщиков. Таким образом, население будет поставлено в очень тяжелые условия, что недопустимо», – заявил В. Крицкий.

По его мнению, данное предложение противоречит курсу, который проводит сегодня Президент РФ Владимир Путин, а именно: снижение налогового бремени, как для предпринимателей, так и для населения.

Директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин считает, что предложение Эдуарда Росселя ввести на территории Свердловской области налог на бензин, нереально из-за высоких цен на этот продукт.

«Дело в том, что в таком случае вся тяжесть налога ляжет на плечи потребителей бензина, большинство которых в Свердловской области составляют владельцы автотранспорта», – полагает он.

«Я считаю неправильным, что деньги, взимаемые от этого налога, предполагается вкладывать в строительство дорог на территории области, – отмечает А. Татаркин. – Для этого существует Областной дорожный фонд, на который и возлагается соответствующая функция».

По его мнению, введение налога на бензин повлечет за собой сильное социальное недовольство. «Необходимо также уточнить, что экономические результаты от введения этого налога видятся под большим сомнением», – заявил А. Татаркин.

О негативных эффектах, возможных вследствие введения нового налога говорят и представители автотранспортных предприятий.
В частности – начальник отдела пассажирских перевозок Южного автовокзала Александра Верещагина заявила, что последнее повышение цен на топливо в очередной раз было зафиксировано в прошлом месяце, в связи с чем была увеличена оплата за проезд в среднем на 15%. Дальнейшее увеличение цен, в том числе и в результате введения «бензинового налога», только подстегнет этот процесс и может сделать автотранспорт недоступным для ряда категорий граждан.

Кроме организаций, осуществляющих перевозки, от налогового бремени пострадают сельскохозяйственные предприятия. На сегодняшний день они и так находятся в тяжелом финансовом положении, особенно в свете предполагаемого сезонного повышения цен на дешевые сорта горючего, связанного с предстоящими посевными работами.

Как сообщили в территориальном Управлении сельского хозяйства и продовольствия Богдановичского района, сельхозпредприятия сейчас вынуждены брать кредиты на покупку ГСМ для проведения посевных работ, так как своих средств не хватает, а со стороны Правительства Свердловской области помощи нет.

По словам начальника Управления сельского хозяйства и продовольствия Богдановичского района Галины Гаевой, сегодня цены на молоко, мясо, зерно снижаются, а цены на бензин растут, поэтому сельхозпредприятия работают в убыток, и средств на приобретение ГСМ у них просто нет. «Если в ближайшее время будет введен еще и налог на бензин, то начало посевных работ просто может сорваться», – заявила она.

В ОПХ «Пышминское» считают, что в последнее время Правительство Свердловской области очень мало уделяет внимания сельскохозяйственным предприятиям. Кроме того, Правительство даже не в курсе всех проблем, которые в настоящее время существуют у крестьян.

На сегодня сельскохозяйственные предприятия в полной мере не могут обеспечить себя на время посевной бензином, потому что цены на него высоки. И если будет введен налог на бензин, то сельхозпредприятия окажутся не в состоянии потянуть это бремя.

Выводы

Анализ различных мнений, высказанных экспертами относительно возможности и перспектив введения на территории Свердловской области дополнительного налога на бензин, обнаруживает, что как юридические основания для введения подобного налога, так и возможный эффект, оказываемый на темпы дорожного строительства в области, не представляются убедительными. В то же самое время, по мнению экспертов, очевидны негативные последствия для региональной экономики, прежде всего – рост стоимости автомобильных перевозок и вызванное им подорожание значительной части производимой в области продукции, в себестоимость которой входят транспортные перевозки, рост инфляции и снижение конкурентоспособности производимых в области товаров, срыв сельскохозяйственных работ. Также наблюдатели считают вероятным снижение объемов продажи бензина в Свердловской области и переориентацию потребителей топлива на соседние регионы.

Поэтому эксперты приходят к выводам о том, что реализация инициативы губернатора Эдуарда Росселя, являющейся, по их мнению, частью его предвыборной программы, нецелесообразна, и, более того, в силу ряда юридических моментов, невозможна.


Другие материалы по теме: