«Капитал. День за днем» и Илья ЛОПАРЕВ уверены, что «Иномарки могут вновь подорожать»

7 апреля 2003 (11:05)

Новая инициатива чиновников призвана не только уравнять в правах юридические и физические лица при ввозе подержанных иномарок, но и повысить сборы для последних. Цены на рынке неминуемо вырастут.

Накануне стало известно, что правительство РФ планирует изменить правила ввоза иномарок в возрасте от трех до семи лет. Эти изменения могут коснуться существующего сегодня порядка разтомаживания иномарок физическими лицами. Сейчас для частных лиц и организаций установлены различные схемы таможенного оформления подержанных иномарок. Физические лица имеют право раз в год привезти иностранный автомобиль по льготной схеме: частные лица должны уплатить совокупный таможенный платеж, который рассчитывается в зависимости от объема двигателя. В частности, для машин в возрасте от трех до семи лет он составляет 0,85 евро за 1 куб. см при объеме двигателя до 2,5 л и 1,4 евро за 1 куб. см для автомобилей с двигателями, объем которых превышает 2.5 л.

Юридические лица, при ввозе аналогичных автомобилей должны уплатить гораздо большую сумму: с них взимают таможенную пошлину (25% от стоимости, но не менее 1 - 2,35 евро за 1 куб. см), таможенный сбор (0,15% от стоимости), акциз (от 10 руб. за 1 л. с. мощности двигателя) и наконец, НДС (20%). Таким образом, для юридических лиц разтаможивание иномарок в возрасте от трех до семи лет обходится, как минимум, на 30% дороже, чем физическим.

В случае же, если предложенные правила ввоза для подержанных иномарок будут приняты, то и частникам придется уплачивать на таможне все многочисленные налоги. Таким образом, будут уравнены права на ввоз подержанных иномарок для физических и юридических лиц. При этом для физических лиц общий размер таможенных сборов будет даже выше, чем если бы ввозом занимались дилеры, которые обычно имеют специальные соглашения с заводами-поставщиками.

Очевидно, что принятие новых правил приведет к удорожанию иномарок в возрасте от трех до семи лет на внутреннем рынке. На сколько возрастет стоимость подержанных иномарок пока говорить рано, но по оценкам экспертов этот рост может составить приблизительно 10%. Подобный рост цен в ценовой категории иномарок в возрасте трех – семи лет окажется весьма чувствительным для покупателей. Причем подорожание это отразиться не только на частных перевозчиках, продающих машины под заказ. Также вырастут цены и в большинстве салонах торгующих подержанными иномарками. Это будет вызвано двумя причинами. Во-первых, большинство салонов, как отмечают эксперты, ввозят подержанные автомобили, оформляя их на физических лиц. Как уже отмечалась выше, это позволяет продавцам оформлять машины на 30 % дешевле. С вводом новых правил, эта «лазейка» исчезнет. Во вторых, существует еще одна инициатива Минпромнауки – повысить ввозные пошлины с нынешних 25% до 35%.

Как отмечают эксперты, предложенные изменения направлены в первую очередь на поддержку отечественного автомобилестроения. Российские автостроителе переживают сейчас не лучшие времена. Не смотря на уже введенные запретительные таможенные сборы на немолодые иномарки, Россия в январе-феврале 2003 г сократила производство автомобилей на 22,3% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. В частности, по данным представителя «АСМ-холдинга», в январе-феврале 2003 г в России было произведено 153110 автомобилей против 197043 в январе-феврале прошлого года. При этом выпуск легковых машин в январе-феврале 2003 г составил 115 тыс. 349 единиц против 160465 за первые два месяца прошлого года.

Увеличивая фискальные сборы, правительство надеется сделать отечественные автомобили более привлекательными на внутреннем рынке. Однако, как отмечают эксперты, предлагаемые меры могут и не принести желаемых результатов. Скорее всего, повториться ситуация, которая наблюдалась при прошлом повышении таможенных сборов на импортные машины. Покупатели, которые хотели пробрести подержанную иномарку в будущем, после покупки отечественной машины, отказались от своих планов и поспешили приобрести иномарки до ввода новых таможенных правил. Вероятнее всего, что как только станет известно о новом ветке цен на немолодые иномарки, потенциальные покупатели поспешат в автосалоны, что бы успеть приобрести машины по старым ценам.

Сами продавцы подержанных иномарок отмечают, что серьезно повлиять на ситуацию на рынке эти изменения врятли смогут. Подержанные иномарки, по их мнению, по прежнему будут пользоваться спросом на местном рынке. Некоторое уменьшение обьемов продаж возможно, но в силу того, что по мнению российских автомобилистов, даже подержанная иномарка является надежнее и престижнее, чем отечественный автомобиль, интерес к импортным машинам будет сохраняться всегда.

Также специалисты уверены, что никаких ограничений на ввоз в Россию новых иномарок в ближайшее время ожидать не стоит. Это объясняется тем, что на сегодняшний день отечественному автопрому просто нечего противопоставить новейшим импортным автомобилям.


Другие материалы по теме: