Россель и федеральный центр: логика взаимоотношений

Представители администрации губернатора не раз заявляли о наличии у Эдуарда Росселя поддержки со стороны федерального центра. Однако её реальное существование вызывает сомнения у специалистов в области политических технологий.

На протяжении последних нескольких лет окружением действующего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя целенаправленно создавался миф о существовании неких «особых отношений» между главой региона и центральной властью в лице Президента, его администрации и высших функционеров «партии власти». В период предвыборной кампании этот миф получил дополнительное развитие в виде многочисленных заявлений самого губернатора и департамента информации при его администрации, о поддержке, якобы оказанной Эдуарду Росселю со стороны вышеупомянутых политических сил.

Между тем, по мнению экспертов-политологов, в реальности наблюдается нечто прямо противоположное: накануне выборов свердловский губернатор оказывается в политической изоляции, никакой реальной поддержки его политики со стороны федерального центра не существует, а отношения нынешней областной власти с большинством влиятельных федеральных структур характеризуются как «напряженные».

Федеральный центр

Одной из основных карт, разыгрываемых командой губернатора в ходе предвыборной кампании является тема «особых отношений» Эдуарда Росселя с президентом Путиным, свидетельством которых служат встречи губернатора с главой государства.

Внимательное изучение графика этих встреч не дает повода для констатации существования каких-то особых отношений между президентом и губернатором. Скорее наоборот: встречи Росселя с Путиным редки. Как показывает статистика, в среднем губернатор крупного российского региона встречается с Президентом 6-8 раз в год. Губернаторы «ближнего круга», входящие в число соратников Президента, встречаются с ним не реже раза в месяц, и, зачастую – в неформальной обстановке, например, проводят вместе часть отпуска.

Свердловский губернатор общается с Путиным гораздо реже, и всегда – в официальной обстановке. Кроме того, аналитики отмечают, что встречи эти, как правило, не отличаются длительностью, что так же не свидетельствует о существовании неких «особых отношений». Следует отметить, что единственным источником информации об этих встречах являются заявления самого губернатора и официальные пресс-релизы департамента информации администрации области, ограничивающиеся, как правило, стандартной фразой о том, что «в ходе встречи был обсужден широкий круг вопросов, касающихся социально-экономического развития Свердловской области и России в целом. По всем поднятым вопросам губернатор получил полную поддержку главы государства».

Проверить, насколько эти сообщения соответствуют реальному положению дел, не представляется возможным, так как из официальных источников в администрации Президента и пресс-службе главы государства никаких комментариев, как правило, не следует. Создается впечатление, что в Кремле визиты Эдуарда Росселя проходят незамеченными.

Более того, аналитики отмечают, что действующий Президент вообще не склонен публично оказывать поддержку региональным политикам накануне выборов, предпочитая оставаться над политической схваткой на местах. В то же время признаки негласной поддержки федерального центра известны: это согласие Кремля с политической и экономической программой регионального лидера, его вовлечение в участие в политической жизни в масштабах страны, например привлечение к работе в государственном совете РФ, либо в каких-либо иных политических организациях федерального масштаба. В случае со свердловским губернатором мы не наблюдаем ни того, ни другого. Предвыборные инициативы губернатора, высказанные им во время совещания губернаторов УрФО в Тюмени, не получили одобрения Владимира Путина, и, частично, позже были дезавуированы самим губернатором. Политическая активность Эдуарда Росселя в последние годы также не находит одобрения со стороны федерального центра.

Другим признаком поддержки центра является предоставление губернатору возможности использовать в своих целях ресурсы Кремля, в том числе – важнейший из них: информационный. Однако центральные телеканалы и печатные издания не выносят на повест-ку дня деятельность Эдуарда Росселя. Посвященные Свердловской области материалы центральных СМИ, как правило, носят либо откровенно негативный, либо «заказной» характер.

Более того, наблюдатели отмечают, что, как правило, встречи Путина с главами регионов получают широкое освещение в федеральной прессе, появляются в качестве сюжетов в новостных программах крупных федеральных и, прежде всего, государственных телеканалов. В случае визитов губернатора Росселя этого отчего-то не происходит, что так же не свидетельствует о наличии «особых отношений» губернатора с главой государства.

Кроме того, поддержка губернатора со стороны федерального центра, как правило, означает подключение к его предвыборной кампании сил местного полпредства. В то же время начало предвыборной кампании Эдуарда Росселя было ознаменовано очередным обострением отношений администрации губернатора с последним. Общаясь с журналистами, Петр Латышев отметил, что президент Путин не поддержал губернатора Росселя. Более того, появились сведения о том, что на предстоящих выборах полпредство выставит собственного кандидата. Как полагают аналитики, подобное решение было бы невозможным без согласования в администрации Президента.

О какой поддержке со стороны администрации Президента может идти речь в таких условиях, совершенно непонятно.

Партия власти

По мнению экспертов, логика взаимоотношений губернатора с руководством «Единой России» строится по той же схеме, что и с высшей федеральной властью: в преддверии выборов губернатор стремится заручиться поддержкой федеральной партии, или, хотя бы, создать видимость существования такой поддержки. Стремление это объяснимо: в условиях политической изоляции и постоянно снижающегося рейтинга, поддержка «партии власти», образ которой прочно ассоциируется с именем президента, может позволить Росселю претендовать на победу в предстоящей губернаторской кампании.

Однако, многочисленные заявления Эдуарда Росселя и подконтрольных ему СМИ о достижении губернатором и высшими функционерами партии «договоренностей по всем ключевым вопросам», так же не находят прямого подтверждения в официальных источниках «партии власти», а предлагаемые областной администрацией косвенные подтверждения эксперты склонны оценивать как «не внушающие доверия».

Так, свидетельством существования такой поддержки, по мнению политтехнологов из команды губернатора, может служить приглашение Эдуарда Росселя на второй съезд «Единой России», прошедший в Москве в конце марта.

Однако наблюдатели отмечают, что присутствие губернатора на съезде в качестве гостя отнюдь не свидетельствует о наличии неких «особых отношений» между ним и высшими должностными лицами партии.

Скорее, итоги съезда могут быть интерпретированы прямо противоположным образом: дело в том, что одной из задач съезда было расширение Высшего совета партии за счет лиц, которые, согласно Уставу «Единой России», «могут содействовать укреплению авторитета и росту влияния партии в российском обществе». В состав Высшего совета партии вошли главы шести регионов: губернатор Хабаровского края Дмитрий Ишаев, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, губернатор Орловской области Егор Строев, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, губернатор Ростовской области Владимир Чуб и глава администрации Красноярского края Александр Хлопонин. Также на съезде было официально объявлено о поддержке, которую партия окажет ряду губернаторов, либо вошедших в партию, либо близких ей по своей программе. Позиция партии в их отношении не вызывает сомнения со стороны наблюдателей. Однако Эдуард Россель не был принят в Высший совет партии, и, более того, не удостоился гласной поддержки со стороны высших функционеров партии.

СМИ, контролируемые администрацией губернатора, выдвинули версию, согласно которой Эдуард Россель получил неофициальную поддержку партии. Невольно возникает вопрос: чем обусловлен тот факт, что позиция «Единой России» по губернаторам, близость которых к партии не вызывает сомнений, была озвучена публично, а к Эдуарду Росселю – тайно? Что мешает руководителям «партии власти» открыто высказать свое отношение к действующему губернатору Свердловской области? Тем более что после противостояния с «единороссами» на прошедших год назад выборах в Свердловскую областную думу губернатор нуждался именно в гласной и официальной поддержке Высшего совета партии, которая могла бы развеять все сомнения его политических оппонентов. Однако такой поддержки губернатором получено не было.

Более того, в Свердловском областном отделении «Единой России» даже через две недели после завершения съезда из Высшего совета и Исполнительного комитета партии не было получено никаких директив относительно поддержки губернатора Росселя. Дополнительным свидетельством отсутствия неких «особых отношений» между свердловским губернатором и руководителями «Единой России» могут служить и очередные срывы заседаний областной думы, проведенные депутатами «партии власти» в знак протеста против губернаторской редакции областного избирательного кодекса, а также отказ от рассмотрения законопроектов, носящих политическую направленность на состоявшихся заседаниях нижней палаты областного парламента. Эксперты отмечают, что противостояние депутатов-«единороссов» с губернатором также сложно считать признаком поддержки со стороны «партии власти».

Как полагает ряд аналитиков, одним из факторов, препятствующих принятию свердловского губернатора в Высший совет пропрезидентской партии, равно как и не позволяющих «Единой России» поддержать Росселя в ходе предвыборной кампании являются натянутые отношения последнего с полномочным представителем президента в УрФО Петром Латышевым.

Хотя те же источники отмечают, что отсутствие взаимопонимания с представителем президента не мешает присутствию в Высшем совете партии таких глав регионов как Минтимер Шаймиев или Владимир Яковлев. Однако, последние присутствуют по праву политиков федерального масштаба, а Эдуард Россель, по мнению экспертов, таковым быть перестал. А политик, более не представляющий собой политической силы в масштабах Федерации, по всей видимости, более не может «содействовать укреплению авторитета и росту влияния партии в российском обществе», и потому не вызывает интереса у «партии власти».

Федеральный масштаб

Не вызывает сомнения тот факт, что четыре года назад Эдуард Россель действительно был политиком, который мог себе позволить находиться в открытой оппозиции федеральному центру, подвергать критике кабинет министров, иметь собственную «карманную пар-тию». Но изменение политического климата в стране, наступившее с приходом Владимира Путина, привело к резкому снижению значимости всех политических сил, оппозиционных федеральному центру. Если в ельцинские годы признаком политической значимости губернатора было соблюдение как можно большей дистанции с Москвой, то в новом тысячелетии претендовать на звание политиков федерального масштаба могут только губернаторы, близкие к Президенту. Очевидно, что Эдуард Россель в число таких избранных губернаторов, имеющих особые отношения с федеральным центром, не входит. Точно так же он не входит и в число лидеров субъектов федерации, которых, подобно петербуржскому градоначальнику Владимиру Яковлеву, можно было бы отнести к политическим или идеологическим противникам действующего Президента и «партии власти». Сейчас Эдуард Россель принадлежит к особой и весьма многочисленной когорте глав регионов «ельцинской эпохи», не имеющих реальных рычагов влияния на московскую политику. Федеральный центр не испытывает к таким политикам особого интереса, но, по мере возможностей, старается сменить на лидеров, более соответствующих политическим стандартам, предъявляемым эпохой.


Другие материалы по теме: