«Областная газета» и Николай Тимошенко задают вопрос: «Где работать выпускнику?»

8 мая 2003 (10:36)

Каждый год мы, преподаватели и организаторы учебного процесса, переживаем волнующие минуты. Это случается всякий раз, когда к нам в колледж приходит новое пополнение и разъезжаются в разные направления наши выпускники, с кем мы за время их обучения сроднились, и теперь переживаем за них, как за своих детей. По этой причине нам вовсе не безразлично, во-первых, насколько подготовленным придет новое пополнение, с которым придется сродниться, а, во-вторых, где и в качестве кого станут работать наши выпускники — механики, электрики, агрономы, фермеры, коммерсанты.

Наш колледж сельскохозяйственный, и учиться к нам, в Красноуфимск, едут не из столичных городов, а из сел. Нередко из таких, где уже не преподают не только иностранные языки. Все чаще встречаются юноши и девушки, слабо знакомые с такими предметами, как химия, физика, математика. И это первая проблема, о которой мы не можем, не имеем права молчать. Уральское село по причине нехватки учителей все в большей мере утрачивает качество образования школьников. Как можно с юношами или девушками, пожелавшими стать специалистами сельского хозяйства, изучать, к примеру, агрономию, если эта профессия сплошь построена на глубоком знании химии и ее законов. А этот предмет мальчик или девочка слабо усвоили потому, что его в их школе преподавали от случая к случаю (долго не было учителя), либо вообще не преподавали, поскольку вести предмет было некому. Мы, конечно, понимаем сложность положения в некоторых селах, но от этого не бывает легче. Преподавателям колледжа приходится искать выход из создавшегося положения — читать Студентам дополнительные вводные лекции, организовывать занятия таким образом, чтобы подтянуть слабых к уровню хотя бы тех, кто владеет предметом в пределах хорошей оценки.

Конечно, проще отчислить слабо подготовленных по основным предметам. Но это не выход из положения, поскольку молодежь оказывается мало знающей не по своей вине.

Вторая, не менее важная проблема, видится нам в том, что выпускники нашего колледжа в последнее время все реже находят применение полученным в ходе учебы специальным знаниям. Если раньше, попадая по распределению в тот или иной совхоз или колхоз, молодой специалист, пройдя "стажировку" на рабочем месте в качестве тракториста, электрика, комбайнера или члена полеводческой бригады, становился все-таки на место бригадира, то есть руководителя и организатора производства так называемого среднего звена управления, то в связи с упразднением системы распределения утратилась и обязательная в таком случае, ступенчатость перехода специалиста от исполнительской к распорядительной и организаторской

функциям, чему, собственно, его обучили за годы пребывания в колледже. Таким образом, сельскохозяйственное производство с каждым годом все в большей мере утрачивает управленцев именно среднего звена, на кого всегда опирались руководители хозяйств. Ведь оттого, кто и с каким специальным багажом возглавляет первичные ячейки трудового процесса — звено или бригаду — зависит, в конечном итоге, результат работы современных агропромышленных фирм, холдингов, а также отдельно взятых ферм и других частных предприятий.

С другой стороны, крайне расточительно государству, готовя специалистов для работы в сельскохозяйственном производстве, пополнять ими торговые палатки, ларьки, магазины — ведь только 36 процентов наших выпускников находят работу по специальности. Нашему селу нужны грамотные специалисты. От них никто не отказывается. В теории. Наши выпускники с трудом находят себе применение в сельскохозяйственном производстве. На практике. Субъекты федерации дают социальный заказ на специалистов среднего звена, а вложений в подготовку, трудоустройство, адаптацию, закрепление молодых специалистов никаких не делают. Некоторые областные департаменты и министерства разработали даже целевые программы "Молодой специалист АПК", но они не реализуются.

Каков же выход из создавшегося явно ненормального положения?

Во-первых, в укомплектовании средних сельских учебных заведений учителями... Сделать это непросто, но все-таки принимать какие-то меры надо. Возможно, самые непопулярные и недемократичные, как, например, обязательная отработка в сельской школе после окончания академии, университета, института в течение одного-двух лет.

Во-вторых, имеет смысл обратиться к практике целевой подготовки специалистов сельского хозяйства по направлению фермеров, коллективных хозяйств или кооперативов. Это обеспечило бы не только трудоустройство молодых специалистов, но укрепило бы среднее звено руководителей, без кого Немыслима никакая работа в современных условиях. Надо ли доказывать, что производить продукцию и даже реализовать ее всегда проще, если в цепочке производство—реализация работают грамотные, знающие свое дело специалисты?

В этом деле, конечно, не обойтись без координации действий со стороны одного какого-то Заинтересованного ведомства. Таковым представляется Министерство сельского хозяйства и продовольствия России. Именно оно ненавязчиво, но последовательно и неуклонно может повести дело таким образом, чтобы выпускники сельскохозяйственного колледжа трудились бы, окончив его, по избранной ими специальности. Добиться этого необходимо как можно быстрее.


Другие материалы по теме: