Россия начинает терять лидирующие позиции в области экспорта вооружений и военной техники

12 мая 2003 (15:33)

По данным ежегодника СИПРИ-2002, составляемого Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира, в ближайшее время Россия может начать терять лидирующие позиции в области экспорта вооружений и военной техники (ВВТ).

С 1997 по 2001 гг. Россия занимала по поставкам оружия второе место в мире в стоимостном выражении. На ее долю приходилось 17% общего объема мировых поставок. В 2001 г. Россия смогла увеличить свою долю до 30,7% и обогнать США. Прибыль от торговли оружием в 2002 г. составила рекордную для российского оружейного экспорта цифру в $4,5 млрд., сообщают «Известия».

В этом году, как ожидают эксперты, доходы могут превысить отметку в $5 млрд. Однако эту цифру сами военные эксперты не считают победой: «Во многом это будет связано с единовременными «послеиракскими» контрактами. После войны в заливе в мире резко возрос интерес к ряду систем вооружений. В частности, противотанковому оружию, средствам ПВО, радиоэлектронной борьбы, авиации», – отмечает источник.

В перспективе рынки для России начнут «сжиматься», а значит – встает вопрос о новых покупателях и рынках. Но в последние годы практически не работает система послепродажного сопровождения контракта. В международной практике срок от подачи заявки до получения необходимой детали не превышает 24 часа. В России – от 6 месяцев до года. Из-за этого Россия лишилась нескольких выгодных покупателей, в частности, в Перу и Южной Корее, а также потеряла традиционных приобретателе в Польше и Венгрии.

Как сообщили УрБК на ГУП «ПО Уралвагонзавод», российская система послепродажного сопровождения контракта требует усовершенствования.

«В России неповоротливый механизм согласования. Мы получили право на ведение самостоятельной внешнеэкономической деятельности в части экспорта запчастей, учебной техники по тем контрактам, которые были заключены раньше. Но права самостоятельной продажи спецтехники у нас нет. Сейчас борьба за заказчиков обостряется и сроки поставки запчастей в рамках послепродажного обслуживания очень важны. В настоящее время политика государства в этом направлении меняется, но у предприятий пока нет собственных наработок, они привыкли работать с «Рособоронэкспортом». Нужен временной интервал, который мы сейчас переживаем», – отметили в пресс-службе УВЗ.


Другие материалы по теме: