«Вечерний Екатеринбург» и Арсений Тихонов были «Приговорены к популизму»

15 мая 2003 (11:42)

Наряду с такой штукой, как административный ресурс (это когда руководитель региона имеет возможность влиять на избирком, суды, средства массовой информации, муниципальную власть, мелькает в силу должности на телеэкранах и в газетных публикациях), огромное значение в выборных технологиях играет популизм. Я бы сказал, что именно популизм — та «высшая мера», к которой приговаривают избирателей власти предержащие и те, кто стремится оное место занять.

Классический пример из новейшей истории — ельцинская готовность «лечь на рельсы». Рельсы остались невредимы, но и мы выдержали почти два срока Бориса Николаевича в ранге первого Президента России, Другие случаи («500 дней» Явлинского; пересаживание Немцовым чиновников с иномарок на «Волги»; опять же две «Волги» за ваучер от Чубайса и т. п.) приводили к искомому данными фигурами результату — их имя не только «раскручивалось» в памяти народной, но строго вписывалось в политико-иерархическую лестницу. Им уже не надо толкать друг друга локтями и ловить за фалды, чтобы сбросить вниз. У каждого — своя ниша, свой крест и собственный путь.

«Уральская республика» и её франки взамен российского рубля и талонов на колбасу должны были принести схожую пользу тогдашнему главному администратору Среднего Урала Эдуарду Росселю. «Не время, да и с какой стати?» — подумал, видимо, первый Президент и наказал несостоявшегося главу запрещённой республики за вопиющее самоуправство. «Франки», отпечатанные, помнится, за кордоном за большие настоящие деньги, долго потом реализовывали в качестве талонов на обеды в заводских «столовках».

Нынче губернатор Россель осторожнее: он представил Москве так называемую «Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области до 2015 года» окольным путём — через Президиум РАН. И не беда, что настоящее российское правительство (по поручению действующего Президента) обсуждает пока программу движения России по 2005 год включительно. И не суть важно, что даже в среднесрочной программе Правительства РФ распределение финансов — вопрос не просто дискуссионный, там жёсткие споры. И внешние долги надо отдавать, и зарплаты с пенсиями собственным гражданам увеличивать; инфляцию удерживать на приемлемом для населения л уровне, а бизнес налогами не задушить отечественного производителя стимулировать, но иностранных инвесторов не н отпугнуть... Наш губернатор утверждает, о что зарплата в Свердловской области при с реализации его героического плана вырастет в 11 (!) раз, семейные бюджеты впятеро (!) превысят прожиточный минимум. Неувязка, на мои взгляд, в одном: если пс вычесть из «плановой» номинальной зарплаты «плановую» же реальную, то получится, что почти две трети обещаемого заработка будет съедено инфляцией. А ведь её регулирование — забота общегосударственная, но никак не отдельно региональная. И это лишь частный случай.

Официальная «Российская газета» высказывает по этому поводу ещё более глубокие сомнения: «Можно вспомнить, как периодически то в одном регионе России, то в другом вдруг возникали волны инициатив. За ними — шквал публикаций, телеинтервью, передача опыта... А потом волна постепенно спадала и всё затихало. Как отметил академик Валерий Макаров, трудно построить нормальный капитализм в отдельно взятой области. К примеру, в стратегии тех же уральцев нет ни юридического, ни законодательного статуса...»

Ни дать ни взять опять «история с франком». Однако имя на слуху — как вы понимаете, аккурат перед губернаторскими выборами.

Подобные же популистские методы используют и те, у кого «сошка» на электоральном поле помельче. Мятущийся, видимо, в поисках нового места работы РЭК-начальник Н. Подкопай, пытаясь держать форс перед своим областным начальством, закидывает идею сбросить цену на проезд в екатеринбургском транспорте. Конечно же, абсолютно не важно при этом, что свёрстаны бюджеты — от Федерации до муниципалитета; утверждены программы обновления транспортниками парка машин. Излишне, «естественно», сверять потребности горожан с долгами и обязательствами федеральной и региональной власти... Здесь вам уже не «голова под трамвай», тут полная ликвидация муниципального городского транспорта.

Чего-то подобного надо было ожидать. Да то ли ещё в ближайшие месяцы будет! Иные не прочь приговорить нас к «высшей мере» — естественно, в своекорыстных целях


Другие материалы по теме: