«Подробности» и Татьяна Маркевич наблюдают «Бунт автолюбителей»

30 мая 2003 (11:10)

Вчера городские автовладельцы, проезжая мимо здания мэрии, громко и возмущенно «бибикали». В течение всего дня на глазах у милиции водители демонстративно нарушали правила. В чем причина такого саботажа? В новом Кодексе об административных правонарушениях.


В течение трех дней по всей России проходят акции протеста автолюбителей против нового Кодекса об административных правонарушениях, принятого недавно Госдумой. В 15 городах России возмущенные владельцы машин собрали подписи против «сырого» кодекса. Автовладельцы не хотят мириться с очередной «обираловкой».


Свердловские автолюбители не остались равнодушными к всероссийской акции протеста. Вчера несколько колонн (по 5-7 машин) в течение всего рабочего дня с включенными фарами и плакатами разъезжали по центральным улицам Екатеринбурга. Большая колонна двигалась от УПИ по проспекту Ленина до здания мэрии. К 15 часам вся стоянка на площади 1905 года была забита митингующими. Старательный гаишник что-то записывал к себе в блокнотик, то ли номера машин, попавших в черный список, то ли надписи на плакатах... Любопытные чиновники администрации города высовывались из своих окон поглазеть на толпу с плакатами возле памятника и послушать ревущие клаксоны.


Народу было немного, помешал разгар рабочего дня. Но кто-то «забил» на свой обеденный перерыв, чтобы присоединиться к акции протеста. А некоторые совершили настоящий подвиг. Например, Андрей Варкентин приехал из Нягани (Тюменская область), чтобы поддержать своих единомышленников в Екатеринбурге. Ситуация у него аховая: в семье три автомобиля, и теперь придется за страховку в обязательном порядке выкладывать около 2 тысяч рублей в год.


Почему-то у чиновников сложилось такое мнение, что, если человек имеет автомобиль, значит, у него есть деньги. Никто при этом не делает скидку, что некоторые вынуждены разъезжать по российским дорогам на старых колымагах, которым по 10-15 лет, а то и больше. И не по прихоти, а потому, что на хорошую машину денег не наскрести.


Между тем новый КоАП суров. Как считают водители, некоторые пункты - прямое нарушение конституционных прав граждан. Например, принуждать водителя платить за страховку на 30 процентов больше только потому, что ему еще не стукнуло 22 лет - явная дискриминация по возрасту.


Где же равенство прав и свобод граждан, если в новом кодексе величина страховки транспортного средства зависит от места проживания автовладельца? Почему, к примеру, те, кто живет в Екатеринбурге, должны платить больше, чем жители небольших городов или сел?


Также автовладельцы недовольны поэтапным введением обязательного страхования (сроки введения ОСАГО продлены до 2004 года). Водители утверждают, что условия, когда гражданскую ответственность можно застраховать не менее чем на 6 месяцев, явно несправедливы. Такое требование закона ставит в невыгодное положение наименее социально защищенный слой населения - пенсионеров, которые зачастую используют свой автомобиль менее трех месяцев в году. Малообеспеченные автолюбители уверены, что в законе должна быть предусмотрена возможность страхования ответственности на любой срок.

В Кодексе есть и другие странные нюансы. Например, размеры тарифных ставок никак не сбалансированы со страховыми выплатами. Причем законодатели предусмотрели возможность дальнейшего пересмотра тарифных ставок, а про изменение при этом страховых выплат «забыли». Автомобилисты уверены, что размер тарифных ставок должна устанавливать Госдума, а не правительство. Тогда появится реальная возможность отрегулировать изменение страховых премий и страховых выплат. В новом Кодексе страховые компании имеют большие преимущества. Автовладельцы считают, что необходимо ограничить перечень оснований, по которым страховые компании могут предъявлять так называемые регрессные требования. То есть взыскивать суммы, выплаченные пострадавшим в ДТП, с автовладельцев, ставших виновниками аварий. По мнению автолюбителей, регрессные иски оправданы только тогда, когда вред здоровью людей или имуществу причинен умышленно. Иначе страховка, которую гражданин уже по всем правилам оплатил, ничего не значит.

При этом автовладельцы все-таки признают, что сам закон необходим и более чем своевременен. Его введение народ приветствовал бы, если бы не досадные неточности и недоработка предложенных к рассмотрению документов. Сегодня автомобилисты требуют, чтобы правительство отложило сроки введения ОСА-ГО, обсудило спорные положения закона с самими автолюбителями и их общественными организациями.

Все недостатки нового КоАПа указаны в обращении автомобилистов Екатеринбурга к разработчику Кодекса, депутату Госдумы, председателю Движения автомобилистов России Виктору Похмелкину. Скоро с 500 подписями это обращение ляжет на стол депутата. Возможно, он внемлет к гласу народа и закон в Думе будет доработан до ума.


Другие материалы по теме: