Рынок алкогольной продукции: анализ и перспективы

Основной тенденцией развития рынка алкогольной продукции аналитики считают консолидацию вокруг крупных производителей и торговых домов.

На всем протяжении 90-х годов господствующее положение на рынке алкогольной продукции занимали производители дешевой водки относительно низкого качества, что было обусловлено, в первую очередь, низкой покупательной способностью большей части населения страны и отсутствием политики правительства, направленной на поддержание высокого качества производимой и потребляемой продукции. На протяжении ряда лет лидерство на рынке удерживали производители алкоголя с Северного Кавказа, которые были освобождены властями своих регионов от уплаты ряда налогов, а потому оказались способны предложить более дешевый алкоголь. До половины рынка алкоголя было заполнено контрафактной продукцией, производители которой не платили налогов и акцизных сборов, а потому могли предложить водку, на порядок более дешевую, нежели легальные производители. Значительная часть рынка алкоголя в более дорогих сегментах была монополизирована иностранными марками, которые фактически оттеснили на второй план отечественного производителя качественного алкоголя.

Современное состояние

Серьезные изменения на рынке алкоголя стали происходить начиная с конца 90-х годов. Экономический кризис 1998 года привел к исчезновению с рынка иностранного алкоголя, ставшего слишком дорогим. Экономический подъем, увеличение благосостояния населения обусловили рост требований к качеству продукции со стороны потребителя. Доля нижнего сегмента рынка, представленного дешевой водкой низкого качества сокращалась на протяжении всех лет экономического подъема, и к настоящему времени спрос на подобную продукцию среди социально активных слоев населения практически исчез. Сейчас основные сегменты рынка алкоголя заняты относительно недорогой качественной продукцией отечественного производства. Эволюции рынка способствовали и изменения федерального законодательства, прежде всего, в области акцизной политики, поставившие производителей алкоголя из разных регионов в практически равные условия в области налогообложения, а так же ужесточение мер по борьбе с контрафактной продукцией.

В то же время эксперты отмечают, что главной причиной серьёзных структурных изменений, как на российском, так и на региональном рынке алкогольной продукции явилось возрождение и развитие отечественных алкогольных производств. Именно им принадлежит заслуга в заполнении освободившихся ценовых и ассортиментных ниш рынка своей продукцией.

Сейчас алкогольное производство в России переживает эпоху динамичного развития. Помимо роста объемов производств идет процесс консолидации различных производителей, формирование крупных объединений, призванных повысить конкурентоспособность входящих в них предприятий, в том числе и посредством улучшения сбыта производимой ими продукции.

Одним из крупнейших в России объединений подобного, рода является Торговый дом «Екатеринбург-ского виншампанкомбината», фактически являющийся оптовым продавцом трех крупнейших поставщиков алкогольной продукции в Уральском регионе – ОАО «Екатеринбургский виншампанкомбинат», ООО «Екатеринбургский ликеро-водочный завод» и ООО «Туласпирт».

ТД «ЕВШК»

Так как ассортимент торгового дома «ЕВШК» складывается из ассортимента трех разнопрофильных производителей алкогольной продукции, он может претендовать на покрытие весьма широкого сегмента рынка. Помимо крепкого спиртного (водка, крепкие настойки и ликеры производятся на всех трех предприятиях, поставляющих свою продукцию торговому дому), он так же поставляет виноградные вина, винные напитки, коньяки, шампанское, слабоалкогольные газированные напитки.

Все три производителя алкоголя, официальным представителем которых является Торговый дом, увеличивают номенклатуру производимой продукции. Расширение ассортимента идет как за счет создания новых напитков собственных оригинальных рецептур (ежегодно в производство запускаются новые наименования водок, коньяков, винных напитков, сухих, оригинальных и игристых вин), так и за счет розлива продукции известных федеральных марок. На мощностях ЕЛВЗ и ЕВШК уже освоено производство ряда наименований продукции, права на торговые марки которой принадлежат ФГУП «Союзплодоимпорт» и ФГУП «Росспиртпром». При этом на уральских заводах в точности воспроизводится состав и рецептура производимых таким образом напитков.

За четыре года работы ТД «ЕВШК» была создана собственная сбытовая сеть в девяти субъектах Российской федерации, охватывающая весь Уральский федеральный округ: Свердловскую, Челябинскую, Курганскую области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменскую область, а также республику Башкортостан, Пермскую и Тульскую области. Охват этой территории обеспечивается за счет сети собственных филиалов и контактов с крупными оптовыми организациями, работающими на мест-ных рынках. Высший менеджмент предприятия планирует экспансию на алкогольный рынок других регионов России.

О возможности реализации этих амбициозных планов говорит динамика роста объемов реализации продукции Торгового дома, и соответствующий ему рост объемов производства на предприятиях, являющихся поставщиками ТД «ЕВШК».

Так, только за первый квартал 2003 года объемы отгрузки уральских партнеров Торгового дома – ОАО «Екатеринбургский виншампанкомбинат» и ООО «Екатеринбургский ликероводочный завод» – увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 101%, составив более 262 тысяч дал. Рост был обеспечен увеличением объемов производства наиболее востребованных на рынке номенклатур продукции. Так, производство игристых и шампанских вин и винных напитков крепостью до 20 градусов выросло на 108%, виноградных вин – на 114%, ликероводочных изделий производства ЕВШК – на 147%. Несколько снизились объемы производства водки (на ЕВШК – на 23%, и на ЕЛВЗ – на 9%), что связано с переводом части производственных мощностей на производство продукции более высокого качества и цены, в том числе водки элитных сортов и класса «премиум».

Улучшение качества продукции, наряду с расширением производимого ассортимента, является одной из основных стратегий развития предприятий, являющихся поставщиками ТД «ЕВШК», прежде всего – именно уральских, так как, в отсутствии поддержки со стороны региональных властей, является одним из наиболее значимых конкурентных преимуществ их продукции по сравнению с более дешевым алкоголем производителей из других регионов России.

Тенденции

Аналитики полагают, что основным направлением развития рынка алкогольной продукции станет его консолидация. За счет укрупнения и вследствие конкурентной борьбы мелкие и средние производители и оптовые поставщики алкоголя вынуждены будут покинуть рынок, не выдержав конкуренции с крупными производителями, объединенными в рамках торговых домов. Причины этого очевидны: крупные оптовые поставщики имеют возможность демпинговать, снижая цены за счет количества продаваемой продукции. Они не подвержены рискам банкротства в связи с сезонными спадами спроса. Предлагаемый ими ассортимент оказывается на порядок шире, чем у мелких фирм, что обеспечивает им возможность удерживать за собой сразу несколько сегментов рынка. Связанные непосредственно с производителем, торговые дома выступают гарантами качества продукции, что является дополнительным конкурентным преимуществом на рынке. Кроме того, они могут содержать специализированные магазины, что недоступно более мелким поставщикам.

Консолидация неизбежна и среди производителей алкоголя. Аналитики полагают, что нужды рынка такой области как Свердловская, в современных условиях могут обеспечивать два-три крупных производителя. Мелкие производства будут вынуждены либо закрепляться на локальных рынках, либо переходить на более дорогие сегменты рынка, такие как производство малых партий эксклюзивных алкогольных напитков авторской рецептуры.

Подобная ситуация уже сложилась во многих регионах России, на внутренних рынках которых представлено несколько крупных оптовых поставщиков алкоголя, работающих, как правило, либо с местными производителями, либо с крупными федеральными объединениями алкогольных заводов, каким является, например, Росспирт-пром. Свою роль в формировании подобных рынков играет и позиция местных властей, заинтересованных в поддержке ограниченного числа крупных производителей и оптовых продавцов алкогольной продукции. Причин для этого несколько. Прежде всего, предоставление режима наибольшего благоприятствования местным производителям алкоголя увеличивает налоговые поступления в местный бюджет, взимаемые с каждого литра алкогольной продукции. При этом стоит учитывать, что заводы ещё и обеспечивают жителей области рабочими местами, а так же содержат объекты социальной сферы. Во-вторых, наличие небольшого числа крупных компаний, работающих с известными поставщиками, гарантирует рынок от попадания некачественной продукции. В третьих, наличие крупных оптовых продавцов гарантирует государству сбор акцизов. В четвертых, рынок, находящийся в руках небольшого числа компаний, оказывается более управляемым, что так же не может не быть учтено региональной властью.

Особенностью алкогольного рынка Свердловской области является отсутствие поддержки местного производителя со стороны региональной власти, и её фактическое самоустранение от процессов регулирования рынка спиртного. Вследствие этого консолидационные процессы идут медленнее, чем в других регионах. Впрочем, от этого они не становятся менее неизбежными, и, по мнению аналитиков, можно утверждать, что уже в ближайшем времени они завершатся, в результате чего рынок будет поделен между несколькими крупными производителями и оптовыми продавцами алкогольной продукции.


Другие материалы по теме: