«Деловой квартал» и Михаил Старков комментируют «Маленькие тенденции большого ритейла»

23 июня 2003 (13:41)

В общих чертах перспективы рынка продовольственной розницы Екатеринбурга можно обрисовать уже сегодня. Прежде всего, считают наблюдатели, окончательно сформируются концепции торговых форматов. Наиболее конкурентным будет сегмент гипермаркетов и кэш-энд-кэрри – в 2004 г. к нам собирается германская компания Metro. В сегменте convenience stores (магазины у дома, где покупатель платит за то, что ему не надо тратить времени на дорогу) выживет тот, кто удержит конкурентные цены. Затем сети начнут перестраивать управление и унифицировать технологические процессы. Первым делом упорядочат складские операции для снижения эксплуатационных издержек.

Бег на месте

Если верить советским нормативам, обеспеченность торговыми площадями на душу населения в продовольственной рознице Екатеринбурга достигла 129%, в непродовольственной – 211%. Но пространства для маневров еще много. При прочих равных условиях конкурентное преимущество будет у магазинов, построенных с нуля. Тем более что большие форматы в старые помещения не втиснешь. Теоретически прогрессу ничто не препятствует. Ритейлеры хотят строить, а мэрия готова оказывать им содействие. В черте города выделено 69 участков под торговые центры и магазины – их перечень можно найти на сайте муниципалитета. На практике все иначе. Любой из сетевых операторов скажет, что получить землю трудно. Почти невозможно. Игорь Ковпак, у которого сложные отношения с мэром, как бы не в счет. Недовольных хватает и без него. Олег Хабибуллин, директор торговой сети «Купец»: Чтобы получить землеотвод, надо годами обивать пороги. Чиновники городской администрации открыто говорят, что не заинтересованы в положительном решении. В 2001 г. мы приобрели на объездной дороге недостроенное здание площадью около 20 тыс. кв. м. Хотели сделать из него торгово-развлекательный комплекс. Мы дважды подавали заявку о выделении земли, но ответа так и не дождались. На последнем заседании в мэрии я спросил, почему так происходит, и Аркадий Чернецкий ответил: вы не можете получить землю, потому что неверно оформляете документы. И велел своим замам – Попову и Контееву – организовать для предпринимателей курсы, где объяснят, как правильно подавать заявки. Я думаю, все ритейлеры остались в недоумении.

Хотя что-то все равно строится. Игорь Ковпак впервые получил землеотвод на Родонитовой и считает, что «Кировскому» повезло: Это просто счастье, которое бывает раз в десять лет. По слухам, землеотвод дали случайно, без ведома Аркадия Чернецкого. Строительство заняло 10 месяцев. В августе большой магазин с центральным кондиционированием и автоматическими дверями обещают открыть. В нем будет три этажа – два надземных и один цокольный – каждый площадью 1,5 тыс. кв. м. Одновременно, вопреки прежним уверениям г-на Ковпака, что работа в областных городах не приносит выгоды, «Кировский» взялся строить магазины в Нижнем Тагиле, Первоуральске и Каменске-Уральском.

Три магазина – два по 1000 кв. м и один 2000 кв. м – к концу года откроет и «Монетка». Все они будут работать в формате дискаунтера. По словам Романа Заболотнова, управляющего сетью «Монетка», компания сосредоточит усилия на технологиях работы с производителями. Это совершенно новое направление в бизнесе российских ритейлеров, с подачи которых в обиход вошло выражение «удавить поставщика». Александр Идрисов, управляющий партнер компании «Про-Инвест Консалтинг» (г. Москва): Прошлой осенью мы с клиентом летали в Англию консультироваться по поводу организации новой сети. Больше всего интересовались размерами парковок и расстановкой стеллажей, а консультанты говорили: чтобы раскрутить сеть, вам придется выстроить отношения с поставщиками. И приводили в пример сеть Tesco, которая много работала с производителями, намереваясь повысить рентабельность операций. Они создали сто рабочих групп и целый год пересматривали ценовую политику и принципы выкладки товара, подбирали оптимальный ассортимент. И что, вы думаете, произошло? По отдельным позициям доходы выросли на 200%.

«Монетка» занимается примерно тем же, отдавая полки в управление поставщикам. На входе задаются условия – желаемый ассортимент и оборот с квадратного метра торговой площади. А поставщик с помощью мерчандайзеров регулирует фейсинг товаров. Такой метод позволяет ему оценивать спрос на свои продукты.

«Купец» тоже делает ставку на большие форматы и избавляется от неэффективных магазинов. В 2002 и 2003 гг. сеть продала три объекта – на Сортировке, на Химмаше и в Юго-Западном микрорайоне. Тем временем агентство недвижимости «Малышева, 73» возводит на 8 Марта второй корпус универсама. В третьем квартале 2004 г. он будет готов. К прежним 1300 кв. м добавится еще 3000 кв. м, что позволит расширить торговлю продуктами и заменить 50-метровый отсек с косметикой, бытовой химией и домашней утварью полноценным сектором нон-фуда. Площадь кафе, которое переедет в новое здание, займет еще один торговый зал.

Все три сети намерены и дальше оставаться мультиформатными. «Кировский» и «Купец» будут развивать универсамы и супермаркеты, «Монетка» – дискаунтеры и дискаунтные гипермаркеты.

Холодное сердце

В новые магазины ставят новое оборудование. От холодильников и витрин со встроенными компрессорами торговля постепенно отказывается. Магазины больших форматов переходят на центральное снабжение холодом. Первым это сделал Игорь Ковпак – в 1999 г. он оснастил такими холодильниками супермаркет на Сиреневом бульваре. Теперь проектировщики рекомендуют оборудовать выносным холодом даже магазины с площадью 200 кв.м. Целесообразность определяется количеством холодильных витрин. Примером рационального подхода стал универсам «Звездный». Дмитрий Вепрев, директор торговой компании «Лэнд Екатеринбург»: В этом магазине на втором этаже стояли 24 холодильные ванны. На каждую из них приходилось по два компрессора – итого 48. Агрегаты не только шумели, но и выбрасывали тепло в торговый зал. Пришлось устанавливать кондиционеры повышенной мощности, но этого было мало – летом все равно открывали двери. Так продолжалось 1,5 года. Потом мы заменили встроенные агрегаты выносными, и охлаждаемый объем увеличился на 120%. Через две недели, по сведениям директора магазина Светланы Лясс, товарооборот вырос на 10%.

Риск выхода системы из строя невелик – центральная станция включает два или три компрессора, соединенных таким образом, что при поломке одного агрегата другие продолжают работать. Выносной холод на 20-30% дороже обычного, поэтому вначале магазины ставили оборудование б/у, демонтированное в супермаркетах Германии, Франции и Австрии.

Такой вариант, считают специалисты, подходит для небольших магазинов, работающих в формате дискаунтера. По данным Международного института маркетинговых и социальных исследований «ГфК Русь», 60% всех денег, которые российские потребители тратят на еду, оседают на рынках – колхозных и мелкооптовых – и в «магазинах у дома». Тот, кто сумеет совместить удобное местоположение и низкие цены, получит новый формат, востребованный при любой экономической ситуации. Статистика это подтверждает. За 2002 г. доля дисконтной торговли в общем торговом обороте выросла в три раза – с 2% до 6%. В регионах эта тенденция прослеживается более отчетливо, так как из трех показателей – бренд, цена и качество товара – провинциальный покупатель выбирает цену.

Сетевики предпочитают дорогое холодильное оборудование – немецкое («Купец», «Монетка») или итальянское («Кировский», «Звездный»). По расчетам, затраты частично компенсируются за счет экономии электроэнергии. А тепло, выделяемое компрессорами, можно направить в водяной теплообменник и использовать при обогреве магазина, отказавшись от центрального отопления. Это не дает прибыли, но сокращает издержки.

Кормящий супермаркет

В расчете на прибыль «Кировский» и «Купец» намерены расширять собственное производство салатов, мясных полуфабрикатов, выпечки и кондитерских изделий. Эта продукция занимает в их обороте соответственно 10% и 5%. Принято считать, что пищепром дает сетям хорошие доходы, привлекая новых покупателей и делая их постоянными (по теории, увеличение числа постоянных клиентов на 5% дает рост доходов на 15-30%). Игорь Ковпак: В свое время мы решили делать пельмени и купили небольшой цех с простеньким китайским оборудованием. Начинали с одной-двух тонн, а теперь делаем более 200 т полуфабрикатов в месяц. Кроме того, у нас есть собственные пекарни и салатное производство – тоже крайне рентабельный бизнес. Теперь мы зарабатываем дважды – на изготовлении и на продаже.

Ритейлеры, у которых собственных производств нет, распространяют другую версию. Дескать, мини-цеха удобны тем, что в них можно перерабатывать продукты с истекшим сроком годности. Сотрудники госторгинспекции Свердловской области никаких комментариев по этому поводу не дают.

У «Купца» производственное направление перерастает в отдельный бизнес. По словам Олега Хабибуллина, руководство компании задалось целью раскрутить бренд «Новоуральский мясной комбинат». В реконструкцию завода уже вложили 200 тыс. евро, до конца года инвестируют еще 600 тыс. евро. Пока комбинат выпускает 180 т мясопродуктов в месяц, но может делать 500 т, а после реконструкции его возможности возрастут. Помимо Свердловской области, продукцией НУМК будут торговать в Курганской, Пермской, Тюменской и Челябинской областях. При этом наблюдается интересная закономерность. С повышением оборота мини-производств торговых сетей сокращается количество одиночных малых предприятий – тех же пекарен, мясных и салатных цехов. На одном из последних совещаний зам главы администрации Виктор Контеев призвал ритейлеров дать мелким производителям возможность продавать свою продукцию через их магазины. Однако в ущерб себе сетевики работать не собираются. Олег Хабибуллин: Конкуренция на рынке полуфабрикатов растет. Преимущество будет у тех, кто имеет гарантированные рынки сбыта. Без этого об эффективности и прибыльности можно забыть.

В «Монетке» салаты и полуфабрикаты готовят 112 работников, но руководство компании рассматривает эту деятельность только как средство для привлечения покупателя. Торговая сеть намерена развивать услуги, которые до сих пор никто не предлагал. Например, приготовление блюд в торговом зале: плова, пиццы, ризотто и проч. В продажу они поступают с кухонной плиты. Специального оборудования не нужно, все необходимое есть в Екатеринбурге, хотя подготовка помещений требует дополнительных усилий. В Москве технология уже работает, а у нас эта ниша пока не занята.

Приемник-распределитель

Без распределительных центров расширение сетей неэффективно. Предприниматели уже столкнулись с дилеммой: во что лучше инвестировать – в создание новых магазинов, очевидно приносящих доходы, или в строительство распределительного центра, способного оптимизировать цепочку доставки товаров. Из-за устаревшего механизма снабжения поддерживать стабильный ассортимент не удается даже крупным супермаркетам. И приходя в магазин, постоянный покупатель не находит товара там, где он обычно лежит. Владимир Дмитриев: Настоящих сетевых структур в Екатеринбурге нет. Торговыми сетями у нас называют группы предприятий с одинаковым названием, принадлежащих одному собственнику. Тогда как на самом деле это сложная организационная структура с централизованным управлением, сквозным учетом и ритмичным снабжением. «Пятерочка» – единственная торговая компания в России, у которой оборачиваемость товара в Санкт-Петербурге составляет 5 суток. А в Екатеринбурге самый короткий срок – от 18 до 25 дней.

Организация распределительных центров началась еще в 2002 г. Масштабы сетевого бизнеса таковы, что РЦ нужны всем. В больших магазинах «Монетка-супер» каждый день разгружается по 80 машин. Кроме того, сама технология дискаунтеров подразумевает наличие РЦ. Роман Заболотнов: Инвестировать большие средства в РЦ нам не выгодно, поэтому заниматься строительством мы не станем. Скорей всего, возьмем в аренду склад на 3-4 тыс. кв. м и наладим в нем работу по своим технологиям. Правда, уже в следующем году придется оборудовать РЦ для замороженных продуктов. Это потребует больших инвестиций, но, если деньги будут дешеветь и дальше, через год такая возможность у нас появится.

Для сети «Купец» на Эльмаше уже строится центр площадью 8 тыс. кв. м. Запустить его намерены к концу года. Когда все будет готово, компания соберет под одной крышей опт и розницу и наладит входной контроль пищевых продуктов. Олег Хабибуллин: Мы делаем серьезный акцент на контроль качества. Весь пище-пром сейчас стал частным бизнесом, и контроль на производстве ослаб. Наша задача – восстановить его в рамках своего предприятия.

Non-food в режиме non-stop

Российская розница следует мировым тенденциям.

Как показывает практика, в первую очередь везде развивается продовольственный сектор. Затем, когда покупатель-ская способность дорастает до определенного уровня, приходит время промтоваров. Сектор нон-фуда быстро догоняет продовольственный и выходит вперед. В Москве доли пищевой и непищевой розницы уже равны, но регионы, как считают эксперты, еще не наелись. С ними можно поспорить. По данным комитета по развитию товарного рынка, в 2002 г. удельный вес продовольственных товаров в рознице составил 45,3%, непродовольственных – 44,5% (остальное – пиво и алкоголь). Примерно тогда же все продовольственные ритейлеры обратили внимание на сектор нон-фуда. В своем новом магазине на Родонитовой Игорь Ковпак отвел под промтовары весь цокольный этаж, а руководство «Купца» поступило еще радикальнее. Третья очередь универсама на 8 Марта будет трех-этажным магазином одежды.

«Монетка» решила не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. По словам Романа Заболотнова, в планах сети довести долю нон-фуда в гипермаркетах до 50%: В ближайшее время, как только успокоится ситуация с атипичной пневмонией, наши представители немедленно поедут в мировой центр нон-фуда Гуанчжоу, откуда компания «Валмарт» отправляет в Америку по большому кораблю в день. Нам до кораблей еще далеко, но, думаю, что первый контейнер будем формировать там. Нон-фуд – весьма перспективное занятие. И, я думаю, все ведущие ритейлеры, в том числе и те, кто занимается продовольствием, будут уделять нон-фуду большое внимание.

Подобрать товар для непищевого сектора труднее. Надо «попасть в формат», угадав настроения покупателей (по мнению ритейлеров, в Москве качественный нон-фуд представлен только в Metro, Auchan и «Копейке»). В остальном проблемы пищевой и непищевой розницы однотипны. Различия кроются в системе управления на уровне логистики: продукты оборачиваются быстро, а для реализации промтоваров требуется время. По прогнозам, ближайшие год-два оба сектора будут развиваться одинаковыми темпами, хотя в освоении регионов столичный нон-фуд преуспеет больше.


Другие материалы по теме: