Хлебный вопрос: прошлое и настоящее

С 1 июня 2003 года отпускные цены на хлеб на хлебозаводах Свердловской области выросли на 8-30%.

По данным Региональной энергетической комиссии Свердловской области, с 1 июня 2003 года на большей части предприятий, производящих хлебобулочную продукцию было отмечено повышение розничных цен. Так, на пяти заводах, входящих в состав ЕМУП «Екатеринбургский хлебокомбинат» повышение цен составило 8-9%, на ОАО «Ирбитский хлебопекарный завод» – 10%, АООТ «Сухоложский хлебокомбинат» повысил цену продукции на 20%, Хлебозавод Гаринского района – на 23,7%, ОАО «Невьянский хлебокомбинат» – на 25%. Максимальный рост зафиксирован в Быньговском потребительском обществе (МО «Невьянский район»), где он составил 29%.

Причины

Сами хлебопроизводители объясняют рост цен на основной продукт питания повышением материальных затрат на производство продукции, прежде всего – за счет роста стоимости главного сырья хлебобулочной продукции – муки. Так, именно этой причиной склонны объяснять подорожание своей продукции начальник коммерческого отдела АООТ «Сухоложский хлебокомбинат» Наталья Романова, генеральный директор ОАО «Богдановичский хлебокомбинат» Николай Бекетов, генеральный директор ОАО «Ирбитский хлебопекарный завод» Юрий Коростылев и руководители большинства из 35 хлебобулочных производств области.

Повышение цен на муку произошло 3 июня и составило порядка 30%, результате чего средняя закупочная цена на муку по области составила 5 рублей 45 копеек за килограмм и является самой высокой в Уральском Федеральном округе. По словам генерального директора ОАО «Екатеринбургский мукомольный завод» Владимира Спицина, рост цен на муку был связан, в первую очередь, с ростом цен на зерно, стоимость которого составляет порядка 70% себестоимости продукции мукомольного производства.

Объясняя рост цен на зерно, министр сельского хозяйства Свердловской области Сергей Чемезов отметил, что причиной его является, в первую очередь, неурожай зерновых на Среднем Урале, причиной которого стало холодное лето и ранняя осень, не позволившие полностью собрать урожай, значительная часть которого погибла в полях. В результате этого на данный момент более 90% зерна, потребляемого в регионе, ввозится из-за его пределов, и область оказывается зависимой от колебания цен на федеральном рынке. По сути это означает, что цены на хлеб в свердловской области определяются фирмами-перекупщиками, закупившими хлеб по относительно низкой цене осенью прошлого года и сейчас максимизирующими свою прибыль за счет повышения отпускных цен на зерно.

Позиция власти

По словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Владимира Свириденко, сложившаяся проблема не может быть решена правительством Свердловской области, так как на данный момент оно лишено каких-либо рычагов влияния на коммерческие фирмы, занимающиеся поставкой зерна, производством муки и хлебобулочной продукции, и устанавливающие свои цены в соответствии с требованиями рынка.

По словам замминистра, повышение цен является неизбежным и предсказуемым процессом. Так, Владимир Свириденко полагает, что ещё до конца года можно ожидать очередного подъема стоимости продукции хлебозаводов, который должен составить порядка 25%.

То, что повышение цен на хлеб является социальной проблемой, которая затрагивает, в первую очередь, наименее обеспеченные слои граждан, в продуктовой корзине которых хлеб занимает одно из основных мест, по всей видимости, не принимается правительством области во внимание. Между тем, по мнению экспертов, увеличение стоимости хлеба на 20% приводит к падению реального уровня жизни пенсионера примерно на 1,6%. Повторное подорожание, намеченное правительством на осень, способно только усугубить обстановку.

Между тем эксперты отмечают, что правительство Свердловской области имеет в своем распоряжении реальные рычаги влияния на ситуацию, складывающуюся на хлебном рынке региона. Так, несмотря на то, что в Свердловской области прошлый год был неурожайным, в остальных регионах России были отмечены рекордные за последние 10 лет сборы зерновых, которые превысили отметку 86,5 миллиона тонн, что позволило России экспортировать порядка 5 миллионов тонн зерна. Для ряда сельхозпроизводителей Центральной России такой урожай стал причиной снижения прибыли и банкротства, так как в результате перепроизводства зерна цена на него упала до 1000, а в ряде районов – и 700 рублей за тонну, что не позволяло окупить затраты на его производство. Правительство Свердловской области уже в июле прогнозировало неурожай зерновых на Урале, однако не предприняло мер по закупке дешевого зерна в центральных районах страны, несмотря на то, что главами ряда регионов Центральной России были разработаны программы, направленные на сотрудничество с регионами, заинтересованными в приобретении больших объемов зерна по фиксированным ценам.
В результате оно не только не помогло сельхозпроизводителям центральной полосы удержать приемлемые цены на зерно, но и не создало условий для снижения цен в нынешней ситуации.

В результате в области не оказалось собственных зерновых запасов, и уральские хлебопроизводители попали в зависимость от перекупщиков из других регионов, которые искусственно завышают цены на зерно. Страдают и мукомольные предприятия области: так как в регионе отсутствуют собственные запасы зерна, им оказывается нечего перерабатывать. «Все хлебокомбинаты закупают муку в соседних областях, где цены ниже, чем у местных мукомольных комбинатов. Если и в дальнейшем будет складываться такая ситуация на рынке, то это плохо отразится на местных мукомольных предприятиях и ценах на хлеб», – считает Владимир Спицин. Однако наибольшая финансовая нагрузка приходится именно на потребителя, так как все свои затраты производители хлеба закладывают в конечную стоимость готовой продукции.

Между тем эксперты отмечают, что рост цен на хлеб наблюдается далеко не во всех регионах России. Те регионы, правительству которых удалось создать достаточные объемы резервных зерновых фондов во время сезонного снижении цен осенью прошлого года сейчас практически не испытывают подобных проблем, так как региональные власти снижают высокие цены на хлеб, продавая запасенное зерно по фиксированной государственной цене.

Свердловская область также имеет областной продовольственный фонд, финансируемый из областного бюджета, то есть за счет налоговых отчислений. Однако он не используется для закупок зерна в количествах, необходимых для формирования устойчивых цен. Объясняя бездействие областной власти, чиновники Министерства сельского хозяйства обычно ссылаются на недостаток средств фонда, размер которого ограничен 70 миллионами рублей. По их словам, при нынешней цене 3 500 рублей за тонну зерна на эти деньги можно приобрести лишь 20 тысяч тонн зерна, что составляет меньше месячной потребности области, и чего совершенно недостаточно для снижения цен на зерновом рынке региона. Но, как легко заметить, если бы эти средства были затрачены осенью прошлого года, на них можно было бы приобрести порядка 100 тысяч тонн зерна, что вполне позволило бы контролировать ценовую политику на рынке региона, загружать работой уральские мукомольные комбинаты, обеспечить стабильные цены на хлеб для потребителей.

Хлебные кредиты

Впрочем, Свердловская область имеет определенный опыт выделения средств на закупку зерна для обеспечения продовольственной безопасности региона. На протяжении нескольких лет такие средства выделялись коммерческим организациям в виде «хлебных кредитов». Подразумевалось, что на полученные из бюджета деньги эти предприятия должны были закупать для области зерно, а потом перепродавать его, обеспечивая региону продовольственную безопасность и стабильные цены на хлеб.

В середине июня правительство Свердловской области официально признало 104,6 миллиона рублей, выданных из областного бюджета в качестве «хлебных кредитов», безнадежными к взысканию.

Получателями «хлебных кредитов» в период с 1995 по 2001 гг., являются 14 предприятий Свердловской области. На начало 2003 года ГП «Продовольственная корпорация Урала» должно было областной казне почти 80 миллионов рублей, ТОО «Русь» – чуть менее 8 миллионов. 13 августа 2002 года определением Арбитражного суда Свердловской области на предприятиях возбуждена процедура банкротства, однако ни одно из них не обладает собственностью, способной покрыть долги перед государством.

По мнению ряда наблюдателей, в число которых входит депутат ППЗС Антон Баков, предоставление кредитов на закупку зерна коммерческим предприятиям являлось формой увода денег из областной казны в некие финансовые структуры, которые, по мнению экспертов, могли быть близки тем или иным чиновникам из правительства области или администрации губернатора.

Комментируя факт невозврата «хлебных кредитов», Антон Баков заявил, что, фактически, областные власти использовали данные средства на собственные нужды. «Еще во время прежнего областного правительства была создана комиссия по расследованию фактов невозврата «хлебных кредитов». К сожалению, новое правительство Эдуарда Росселя продолжило пагубную практику. Рассмотрение вопроса о возврате кредитов постоянно затягивается и переносится. Хотя сам по себе факт невозврата кредитов в областной бюджет является поводом к возбуждению уголовного дела и поиску виновных в растрате бюджетных средств», – отметил А. Баков.

Комментируя сложившуюся ситуацию, депутат Свердловской областной Думы Илья Борзенков отметил, что ситуация с невозвращением кредитов, полученных из бюджета, является для Свердловской области стандартной. «Если областной Минфин признал эти кредиты безнадежными к взысканию, тем самым он признал собственную неэффективность в попытке вернуть кредиты. Сейчас необходимо использовать все правовые методы воздействия на чиновников, участвовавших в процессе фактической растраты бюджетных средств» – заявил депутат.

Однако до сих пор факты невозврата средств в бюджет области так и не были расследованы. Как сообщили в отделе Генпрокуратуры РФ в УрФО, в эту организацию до сих пор не поступило заявления от правительства Свердловской области по фактам невозврата «хлебных кредитов»


Другие материалы по теме: