«Деловой квартал» и Дмитрий Иванов рассказывают, что такое «Мечта на миллион»

7 июля 2003 (11:48)

Сотни доверчивых граждан стали жертвами очередной финансовой пирамиды. Компания «Уралрослизинг», занимавшаяся жилищным кредитованием населения, на прошлой неделе прекратила свое существование. Руководство конторы исчезло с деньгами обманутых клиентов.

25 июня в 17.00 небольшой офис площадью 33 квадратных метра по адресу ул. Куйбышева, 44, был сдан под охрану. Никто из пяти сотрудников, ни сам генеральный директор компании «Уралрослизинг» Олег Балдин с тех пор в здании Международного Торгового Центра (WTC), где арендовали офис, больше не появлялся.

Уже 26 июня телефон офиса разрывался от звонков клиентов, но им отвечал лишь немногословный автоответчик. Через несколько дней у Атриума выстроились граждане, решившие выяснить на месте, что случилось. Но их ждали закрытые двери офиса.

Сотрудники WTC отправляли разочарованных в Октябрьское РУВД. За первые сутки туда поступило 65 заявлений, к 1 июля число жалоб увеличилось еще на 150. Следователи прогнозируют, что не менее сотни заявлений поступит в ближайшие дни. Уже 2 июля против генерального директора «Уралрослизинга» было возбуждено уголовное дело по статье 159 Уголовного кодекса России («Мошенничество»).

Потомки Великого Комбинатора

Публично компания заявила о себе в марте 2002 г., когда заключила контракт с генеральным директором WTC Владимиром Титовым на аренду офиса. По данным старшего оперуполномоченного Октябрьского РУВД Сергея Соколова, переговоры с самым престижным бизнес-центром Екатеринбурга начались еще в конце 2001 г. Сняв здесь площади, контора могла рассчитывать на положительный имидж. Во-первых, клиенты центра – серьезные международные и отечественные компании. Во-вторых, в WTC собираются члены элитарного клуба корпоративного поведения, который пропагандирует честные методы ведения бизнеса.

«Уралрослизинг» умело воспользовался хорошей репутацией WTC. Хотя за время существования фирмы подозрения в ее надежности все-таки возникали – у специалистов в области недвижимости. Поводом для сомнений послужила сама сфера деятельности компании – лизинг жилья. По действующему законодательству, услуги финансовой аренды (лизинг) могут оказываться только юридическим лицам, предпринимателям, а не частникам, с которыми УРЛ в основном и заключал контракты.

Уральская палата недвижимости даже послала соответствующий запрос в УРЛ с просьбой рассказать о своей деятельности, раскрыть источники финансирования и схему работы: специалисты УПН уже тогда посчитали ее крайне ненадежной. Ответа не последовало. Правда, в одной из рекламных публикаций «Уралрослизинг» заочно ответил УПН: для осуществления своих операций УРЛ якобы получал средства от европейских финансовых структур.

Активную работу «Уралрослизинг» развернул в сентябре-октябре 2002 г. Именно в это время пошла обвальная рекламная кампания в СМИ, – рассказывает Сергей Соколов. – Сколько на это потратил г-н Балдин, мы сейчас подсчитываем.

По данным Октябрьского РУВД, главу УРЛ мало кто знает в лицо. Директора даже собственные сотрудники за все время работы фирмы видели не более 10 раз, – уточнил Сергей Соколов. Правоохранительным органам достоверно известно, что Олег Балдин единолично владеет УРЛ и еще несколькими десятками компаний.

Ключ от квартиры, где деньги лежат

Деньги ООО «Уралрослизинг» зарабатывало простым способом. Компания предлагала купить жилье в рассрочку. Условия были весьма заманчивые: клиент оплачивал лишь 20-30% от стоимости будущей квартиры. Остальное УРЛ брал на себя. Кредит гасился в течение 10 лет, ставка была ниже, чем в большинстве банков – 11-13% годовых в валюте. По условиям договора, недвижимость находилась в собственности УРЛ до полного возмещения всей суммы. При этом контора требовала от клиента сначала перечислить деньги на счет в качестве залога, а уж только потом в течение месяца она принимала решение: дать кредит или нет. Такие условия должны были сразу насторожить клиента, – считает генеральный директор агентства недвижимости «Антей» Игорь Обухов. – Что происходило с его деньгами целый месяц? Из-за чего так долго принимали решение? Ну и, конечно, главное – почему жилье оформлялось в собственность компании?

Естественно, ни один клиент квартиру так и не получил. Учитывая, что в месяц компания заключала от 30 до 50 контрактов, оперативники полагают, что «Уралрослизингу» удалось заработать порядка $1 млн.

Лед тронулся

В Уральской палате недвижимости считают, что на сегодня все схемы кредитования жилья, кроме банковских, достаточно рискованы. О чем и предупреждают желающих приобрести жилье через долевое участие, коммандитные товарищества или ипотеку. По словам PR-менеджера УПН Татьяны Ковтуновской, в Екатеринбурге действует еще несколько компаний, схема работы которых непрозрачна. Специалисты палаты на волне подогретого общественного интереса к махинациям на рынке недвижимости намерены направить официальные запросы в эти структуры. Татьяна Ковтуновская: У нас появился хороший шанс потребовать от них больше информации. Это может помочь нам уберечь от ошибок и будущих клиентов, и риэлтеров.

Чтобы в дальнейшем предотвратить появление на рынке компаний, подобных «Уралрослизингу», члены палаты хотят провести комиссию по этике и решить, как работать с подобными конторами. Впрочем, риэлтеры понимают, что этого недостаточно. Для искоренения афер с недвижимостью требуется ввести новые статьи в законодательство о жилищном кредитовании, которые защищали бы потребителей.


Другие материалы по теме: