«Областная газета» и Рудольф Грашин говорят, что «Долги простили, проблемы остались»

24 июля 2003 (11:00)

Недавний Указ президента РФ «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей» многие журналисты уже поспешили назвать подарком селу. Одна из газетных публикаций на эту тему была даже сопровождена следующим подзаголовком: «Путин простил аграриям 57 млрд. рублей». Вот только сами крестьяне не склонны называть этот шаг подарком: власть, по мнению многих моих собеседников, сделала то, что обязана была сделать в нынешней ситуации. Еще более решительных шагов по стабилизации аграрного сектора селяне ждут от правительства в будущем.

Действительно, общая сумма задолженности сельскохозяйственных предприятий страны по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды составляет на сегодня 120 млрд. рублей. Из них 57 млрд. рублей — пени и штрафы, «набежавшие» на сумму основного долга. Именно о списании этой части долга идет речь. «Долги нельзя прощать, иначе это приведет к разбалансированности экономики и снижению финансовой дисциплины, но штрафы и пени лежат на совести государства», — такими словами прокомментировал Владимир Путин данный указ.

Впрочем, сами селяне на совесть государства могут отнести гораздо больше, чем пени и штрафы по своим несостоявшимся платежам в бюджет. Кстати, и злополучная задолженность селян в казну появилась не без участия государства. Вспомним хотя бы события начала 90-х годов уже прошлого века, когда были упразднены рычаги госрегулирования в экономике. Сразу же появился разрыв между уровнем цен на продукцию села и ценами на ресурсы и технику, необходимыми для ведения сельскохозяйственного производства. В качестве иллюстрации такого положения старые колхозные руководители любят сравнивать, сколько топлива они могли купить, реализовав 1 литр молока 20 лет назад, и сколько сегодня можно купить солярки, продав то же самое количество молока. В начале 80-х, в разгар ирано-иракской войны, когда мировые цены на нефть взлетели до небес, советский колхозник мог на деньги, полученные от реализации 1 литра молока купить 3,5 литра дизельного топлива. Сегодня, чтобы купить 1 литр солярки крестьянину нужно продать 1,5 литра молока. Да, цены теперь диктует рынок. Но государство обязано не допускать на нем подобных перекосов или компенсировать потери товаропроизводителей. Пока этого нет. А, значит, в том, что село лишилось былых доходов и накопило огромные долги, есть и вина самого государства — такова логика рассуждений аграриев.

Данный шаг трудно назвать подарком аграриям ещё и потому, что списание пеней и штрафов не будет проходить автоматически. В президентском указе сказано: «...обеспечить списание до 1 апреля 2004 г. задолженности (по пеням и штрафам) сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших соглашение о реструктуризации долгов...». А реструктурировать свои долги, то есть, договориться с кредитором о схеме их погашения или списания, по силам сегодня далеко не каждому хозяйству.

В Свердловской области задолженность сельскохозяйственных предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды составляет 4,5 млрд. рублей. Примерно 70 процентов этой суммы — пени и штрафы. Долги имеют сотни хозяйств. Но реструктурировали их в соответствии с Законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» только 22 предприятия. Работа эта продолжается, одним из самых главных препятствий на пути к урегулированию долговой проблемы для остальных хозяйств является требование закона по обеспечению регулярной оплаты текущих бюджетных платежей, Но даже платить исправно налоги в течение нескольких месяцев многим нашим хозяйствам не по силам.

Например, в Камышловском районе 11 из 13 сельхозпредприятий имеют долги перед бюджетом. Общая сумма пеней и штрафов по ним составляет 25 млн. рублей. Решили с кредиторами проблему своей бюджетной задолженности только 4 хозяйства. Остальные, зачастую, предпочитают потратить свои скудные доходы на покупку горючего для предстоящей уборочной кампании, чем на налоги. Главное для них — собрать урожай, Иначе — разор. Ведь осенью хозяйствам ещё предстоит возвратить 16 млн. рублей кредитов, взятых на уборку. Так что вряд ли свою бюджетную задолженность урегулируют, и, следовательно, получат право на списание её части, все должники района. Кто-то так и останется с этой тяжкой ношей. Не потому, что не хотел с ней расстаться, а просто не смог. И такая ситуация повсеместна. В прессе промелькнули оценочные прогнозы, что "под указ подпадут" не более 20—30 процентов хозяйств страны, хотя министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев считает, что избавиться от части своих долгов по этому указу получат возможность 75—80 процентов сельскохозяйственных предприятий. Но не только поэтому от аграриев часто можно услышать скептическое отношение к данной инициативе властей.

—Это мертвый капитал, государство этих денег все равно никогда бы не увидело. А мы как жили в нищете, так и будем, — сказал мне по этому поводу один из директоров хозяйств.

Кому-то даже видится за списанием долгов селу некий предвыборный жест, а также желание решить некоторые вопросы, связанные с планируемым вступлением страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Кстати, списание долгов аграриев государству является мерой, широко практикуемой и в развитых странах. Делается это для оживления отрасли, привлечения в неё капитала. Например, часть долгов фермеров списывала в 80-е годы администрация США. Сейчас аграрный сектор этой страны показывает устойчивый рост. Нам бы не помешало перенять их опыт. Думается, ради этого и задумывается списание сельских долгов у нас.

И все же многие на селе склонны расценивать данный шаг власти как обнадеживающее начало, за которым последуют и другие, что наконец-то решит проблемы, накопившиеся в сельском хозяйстве.

—Радости большой от этого действа не испытываю, — сказал, например, председатель колхоза им. Чапаева Алапаевского района Иван Мельников. — Но это, по сути, первый шаг нашего руководства в попытке серьезно повлиять на ситуацию в аграрном секторе экономики, что не может не вселять в нас надежду.

Что нужно селянам от государства? Сегодня не денег ждет крестьянин от государства, как это не раз бывало раньше, а содействия в том, чтобы самим их зарабатывать. Списание части долга, безусловно, поможет многим хозяйствам, избавившись от пут должника, стать полноправными игроками на рынке. Но до того, чтобы условия игры на этом рынке учитывали интересы аграриев, еще далеко.


Другие материалы по теме: