«Уральский рабочий» и Юлия Санатина просят: «Оставь нам долги наши...»

5 августа 2003 (11:40)

Списание пеней и штрафов с хозяйств должно улучшить их финансовое состояние

На природу российским крестьянам грех жаловаться: в последние несколько лет урожаи вызревали неплохие. Нынче, правда, по прогнозам, зерна соберут заметно меньше, чем в прошлом сезоне, но все же, по расчетам Минсельхоза РФ, и самим должно хватить, и немного сможем продать за границу.

Вообще-то, говорят большие аграрные начальники, выражаясь не крестьянским, а высоким штилем, зерно, как ресурс, в отличие от нефти и газа возобновляемый, должно стать существенной частью российского экспорта. Как это и было раньше — и при царе, и при советской власти.

Когда это произойдет, возможно, аграрный сектор и заживет подобно другим экспортно ориентированным отраслям. Пока же рекордные урожаи приносят хорошие барыши лишь перекупщикам зерна, а большинство колхозов по-прежнему едва сводят концы с концами. Виной тому — и безучастное отношение государства к формированию цен, и то, что реформы до такой степени подкосили сельское хозяйство, что лишь единицы пока смогли выбраться из этой ямы.

Так, человек, вынужденный перехватить до получки, вряд ли сумеет дотянуть и до Следующей зарплаты, вновь не заняв денег. А если занимать не у друзей, а под солидные проценты?.. Вот и выходит, что многие хозяйства еще весной за гроши закладывают будущий урожай — только чтобы отсеяться.

Но если частнику не вернуть долг нельзя (немало колхозного имущества забрали за эти годы кредиторы!), то задолженность перед государством копится и обрастает пеней, усугубляя течение «финансовой пневмонии в тяжелой форме», как диагностировал болезнь подведомственной отрасли министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. «Симптомы» действительно угрожающие: аграрии должны государству в общей сложности 330 миллиардов рублей, в том числе 170 миллиардов — просроченная задолженность.

В преддверии страды крестьяне получили от государства своеобразный подарок: в середине июля Президент подписал указ «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельхозпроизводителей», согласно которому с хозяйств списали часть долга, точнее, пени и штрафы, накопившиеся в последние годы. Сумма немалая — 57 миллиардов рублей. Для 18 тысяч хозяйств, считают в Минсельхозе, это реальная возможность поправить свое материальное положение.

Крестьяне Свердловской области к началу нынешнего года задолжали в госбюджет, а также во внебюджетные фонды 4,2 млрд. рублей (в нашем регионе сельскохозяйственные товаропроизводители освобождены от налогов в областной бюджет). Долги эти в основном старые, образовавшиеся в период с 1991 по 2000 год, и львиную долю этой суммы — примерно 70 процентов — составляют как раз пени и штрафы.

Как разъяснил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области по экономике, финансам и развитию АПК Владимир Мымрин, долги будут списаны не всем сельхозпредприятиям, а только тем, которые проходят процедуру финансового оздоровления. То есть президентский указ существенно обнадежил примерно две трети среднеуральских аграриев.

По словам замминистра, российский Президент четко понимает, что сельхозпроизводители меньше всего виноваты в сложившейся ситуации. Надо заметить, что еще весной на встрече В. Путина с лидерами Российского аграрного движения было отмечено, что эти долги лежат на совести государства, которое фактически бросило сельское хозяйство на произвол судьбы. Так, например, в ходе выездных депутатских слушаний, проведенных в конце июня Палатой представите-

лей Законодательного собрания Свердловской области, прозвучали такие цифры: если в советские времена на поддержку села направлялось до 24 процентов бюджета, то сегодня крестьяне просят хотя бы о четырех процентах.

Надо сказать, списывать все долги селянам никто не собирается — в воспитательных целях. А вдруг они наберут новых, еще больше? Но при этом на самом высоком уровне сегодня отмечается, что в существующих условиях у хозяйств практически нет возможности самостоятельно избавиться от долгов — так сказать, рыночными способами. А значит, без государственного вмешательства все же не обойтись. И на встрече с вице-премьером А. Гордеевым Президент как раз и говорил, кроме всего прочего, о ценовой политике государства, которая должна проводиться в интересах товаропроизводителя, а не перекупщика.

Пока господдержка аграрного сектора осуществляется у нас в основном на словах. Даже зерновые интервенции, как заявил на днях министр сельского хозяйства РФ, ввиду отсутствия излишков в этом году проводиться не будут. Тем не менее планируется, что нынешней осенью Минсельхоз примет концепцию и разработает проект закона о развитии сельхозпроизводства. Быть может, в этом документе будет зафиксирована ответственность государства за проводимую им политику в отношении села.

Кстати, на тех же депутатских слушаниях, прошедших в Ирбитском районе, говорили и о необходимости внесения изменений в областной закон о государственном регулировании сельскохозяйственного производства, действующий с 1997 года, и приняли рекомендации, которые, вероятно, учтут законодатели при работе над новым документом.


Другие материалы по теме: