«Капитал» и Юрий Заболотский думают, что «Социальные инвестиции неотъемлемая часть экономики»

13 августа 2003 (11:55)

Во взаимодействии бизнеса и общества сегодня требуются иные подходы. Бизнесу необходимо стать более социально активным для достижения устойчивого развития.

Вчера эти вопросы обсуждались на конференции «Социальное партнерство бизнеса, некоммерческого сектора и власти: практика и перспективы», проведенной некомерческими организациями - Международным консультационным центром и Международным форумом лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского (IBLF). Участники конференции считают, что предприятиям необходимо осознавать свою ответственность перед обществом. Сегодня социальная ответственность бизнеса стала нормой в развитых странах, и понимание этого постепенно приходит и в Россию. Еще три года назад, по словам руководителя представительства IBLF в России Елены Корф, представители бизнеса не понимали, что именно означает – социальная ответственность как система и чем она отличается, например, от благотворительности и различных социальных программ, в которых они принимают участие.

Социально-ответственное предприятие обладает определенной стратегией, складывающейся из социального инвестирования, филантропии и политического диалога. Предприятие с высоким социальным статусом имеет больше возможностей для развития. Таким предприятиям проще выходить в другие регионы, осваивать новые рынки. Сегодня транснациональные компании, прежде чем выйти на новые рынки, сначала приходят в регионы с социальными инвестициями. «Конечно, не всем компаниям пока это доступно. Социальная ответственность – это определенная роскошь, которую может позволить себе компания, если у нее есть стабильность и хорошие финансовые показатели», - полагает Елена Корф. Экономически устойчивая компания обеспечивает выгоду для общества, в частности, компания Coca-Cola на одно рабочее место в производстве создает 10 рабочих мест в системе сбыта.

В развитие системы социального партнерства могут внести свой вклад некоммерческие организации в качестве посредников между сторонами. Проекты НКО могут стать основой для развития взаимоотношений на начальном этапе этого процесса. Интересный вариант в этом направлении предложила директор Фонда поддержки малого предпринимательства Верхней Пышмы Светлана Макарова. «В рамках поддержки малого предпринимательства на конкурсной основе администрация города отбирает несколько бизнес-проектов, которые рассматриваются инвесторами, и наиболее перспективные из них получают поддержку», - рассказала Светлана Макарова.

В настоящее время у большинства предприятий Свердловской области социальная активность ограничивается только благотворительной деятельностью. Как показывает анализ, проведенный группой исследователей проекта «Бизнес-сектор и некоммерческие организации на Среднем Урале: начало сотрудничества и перспективы партнерства», благотворительная деятельность для предприятий до сих пор не является экономической. «Большинство компаний действуют в этой области спорадически, ограничиваются проведением разовых акций, которые не планируются структурно и по времени. На большинстве предприятий отсутствуют программы благотворительности», - отметила участник проекта, кандидат социологических наук Лариса Петрова.

Большинство бизнесменов воспринимают благотворительность как «вынужденный планируемый убыток», по определению исключающий какую бы то ни было выгоду, однако это далеко не так. Экономически выстроенная благотворительная деятельность повышает социальный статус предприятия. Это особенно важно, так как деятельность предприятий сопряжена с большим объемом связей с другими организациями с одной стороны и с населением с другой. Благотворительную деятельность сегодня можно рассматривать как один из способов поддержания этих связей и увеличения их объема.


Другие материалы по теме: