Проблемы нравственности в условиях рынка

В последнее время все чаще поднимается вопрос о том, насколько допустимыми с точки зрения нравственности являются определенные проявления рыночной экономки.

В современном обществе традиционно существует спрос на продукцию эротического содержания, равно как и на рекламу, основанную на эксплуатации образов и символов, которые могут считаться чрезмерно сексуальными, а потому – провокационными по отношению к общественной нравственности. С другой стороны, существуют общественные нравственные нормы, лежащие в основе нашей культуры. Как и любое цивилизованное общество, современная Россия должна контролировать определенные сегменты рынка, исходя из общепринятых норм нравственности. Поскольку речь идет о товарно-денежных отношениях, этот процесс должен быть поставлен под контроль общественности и, во избежание двусмысленности или расхождения в трактовке данных норм со стороны участников рынка, принципиально урегулирован посредством законодательства.

Реклама

В современной ситуации наличия товаров с принципиально схожими характеристиками, сложно привлечь к товару внимание потенциального потребителя, выделить его из ряда подобных. Производители рекламы готовы предпринимать любые шаги для того, чтобы достигнуть этой цели, в том числе – создавать рекламную продукцию, эксплуатирующую образы, которые можно посчитать выходящими за пределы, допустимые общепринятыми нормами нравственности.

Опыт показывает, что такая «шокирующая», реклама оказывается весьма эффективной с экономической точки зрения, так как привлекает внимание, вызывая сильные эмоции, связанные с инстинктами, что приводит к выделению и запоминанию товара.

Тем не менее, любое развитое общество имеет механизмы, которые позволяют регулировать те виды рекламы, которые затрагивают нравственные аспекты.

В рекламе уже запрещены отдельные методы, считающиеся успешными с коммерческой точки зрения, но недопустимые в силу морально-этических принципов. К их числу относятся технические приемы, обеспечивающие воздействие да в обход его сознания, как, например, пресловутый 25-й кадр. Исходя из моральных принципов, запрещается реклама алкогольной продукции вне мест её распространения и реклама табачной продукции по телевидению и в непосредственной близости от детских учреждений.

Очевидно, что те же моральные принципы должны лежать в основе определения допустимости или недопустимости использования в рекламе образов, которые выходят за пределы нравственности, являются провоцирующими или шокирующими.

С необходимостью более жестко контролировать рекламную продукцию согласны и сами изготовители рекламы. Так, исполнительный директор рекламной группы «Март» Александр Рыков полагает, что: «Вопросы нравственности и этики в рекламе достаточно актуальны, рекламу нужно контролировать, так как в ней могут встречаться откровенно провоцирующие моменты».

«Проблема нравственности рекламы существует», – считает представитель ООО «Рекламно-художественные мастерские» Марина Сорокина. По её словам «Контроль над рекламой в плане этики, нужен, но он не должен превращаться в цензуру».

«Надо сказать, что на сегодняшний день, особенно на местном рынке, проблема нравственности, этичности в рекламе, безусловно, существует. Это, можно сказать, проблема профессионализма тех, кто рекламу делает и заказывает. Ведь реклама в первую очередь должна говорить о продукте, а не эпатировать общественность», – полагает представитель рекламной фирмы «Терминатор» Андрей Толстиков.

На данный момент определением допустимости той или иной рекламы занимается региональный комитет Министерства по антимонопольной политике. Между тем эксперты отмечают, что зачастую в своих решениях он исходит из неких достаточно формальных принципов. В результате решения МАП не всегда соответствуют мнению профессионалов от мира рекламы. Так, на взгляд Александра Рыкова, заниматься проблемами нравственности должен общественный совет по рекламе при администрации города, так как он будет опираться на мнение потребителей этой рекламы – горожан.

В случае же, если контроль над рекламной продукцией будет оставлен в руках государственных органов, то, по мнению экспертов, необходима четкая законодательная кодификация того, что в рекламе является допустимым, а что – нет. Так, по словам Андрея Толстикова: «В законодательстве должно быть четко прописано, что считать нравственным, а что нет». Именно принятие подобного закона могло бы стать решением проблемы неэтичной рекламы.

Продукция

Очевидно, что подобный закон необходим и в иной области, в которой интересы бизнеса так же противоречат общепринятым нормам нравственности. Речь идет о производстве и распространении печатной и видео-продукции, которая может быть охарактеризована в качестве «нарушающей нормы нравственности», прежде всего, о продукции эротического и порнографического содержания.

Сразу следует отметить, что в данной проблеме может быть выделено несколько отдельных вопросов. И проблема распространения порнографии является среди них далеко не самой значимой. Распространение продукции порнографического характера на территории Российской Федерации запрещено статьей 4 Федерального закона о государственной защите нравственного здоровья граждан и усилении контроля над использованием продукции сексуального характера, и карается в соответствии со статьей 242 УПК РФ «Изготовление и распространение порнографической продукции и предметов». Борьба с ней – дело правоохранительных органов, и, по сути, ничем не отличается от борьбы с другой запрещенной продукцией, например, контрафактными изделиями. Так, согласно отчетам ГУВД Свердловской области, за 7 месяцев 2003 года выявлено 60 нарушений статьи 242 УПК РФ, в том числе 43 в Екатеринбурге. В ходе проверок было изъято более 100 кассет и журналов порнографического характера. По данным нарушениям суд выносит наказание в отношении нарушителей, не связанное с лишением свободы – от 1 года до 1,5 лет условно, либо предупреждение. После повторного задержания следует наказание в виде лишения свободы.

Отметим, что уголовная ответственность наступает после оценки экспертами содержания изъятой продукции. И здесь кроется одна из основных сложностей: дело в том, что в современном законодательстве нет четкой границы, отделяющей эротику от порнографии.

Как пояснила пресс-секретарь Министерства культуры Свердловской области Елена Олешко, в этом ведомстве не существует отдела, контролирующего лицензирование эротической продукции. Проверки фильмов на наличие порнографии проводятся по инициативе правоохранительных органов. Для этого в министерстве созывается комиссия, в состав которой входят искусствоведы, деятели кино, психологи и юристы. Эксперты должны определить, есть ли в фильме элементы порнографии.

По словам продавцов сети магазинов «Эолис», подобным же образом происходит освидетельствование печатной продукции и фильмов эротического содержания. Как правило, издания на предмет порнографии проверяют Комиссия по экспертной оценке продукции эротического характера в Санкт-Петербурге, Институт психиатрии в Москве, а также Сексологическая ассоциация культуры и здоровья.

По мнению экспертов, российское законодательство нуждается в более четком определении понятий «эротики» и «порнографии» и четком их разведении. В то же время, для рынка необходим единый контролирующий орган, который мог бы на основе данного определения выносить однозначные решения по этому вопросу. Очевидно, что существующие сейчас комиссии, собранные из достаточно случайных людей, судящих, в основном, на основании собственного мнения, таким органом не являются.

Распространение

Впрочем, и к распространению печатной и видео-продукции, относящейся к разряду «эротики» так же существуют вопросы. Многие жители Екатеринбурга отмечают, что во многих магазинах города и ларьках «Роспечати» можно приобрести видеокассеты и журналы порнографического характера. В то же время работники магазинов «Эолис», «Глория», «Титаник Рекордс» и сети киосков «Роспечати» отметили, что действуют на основании закона, а продаваемая ими продукция относится к разряду разрешенной к продаже. Более того, торговля ведется с соблюдением всех существующих норм. Так, по словам начальника отдела печатной продукции «Екатеринбург-пресс» Александра Кобзева, все издания подобного рода нельзя выставлять рядом с детскими печатными изданиями и на фасадах киосков – только на задних и боковых витринах на высоте не ниже 1,5 метров. В отношении видеопродукции действуют иные нормы. По словам заместителя директора компании «Титаник видео-рекордс» Олега Байдукова, «в настоящее время на реализацию такого вида видео продукции не требуется специального разрешения, только ограничения по возрасту. Так, видео кассеты хард-версии эротических фильмов может приобрести гражданин, достигший 18 лет».

Невыполнение подобных требований является достаточно частым явлением, однако – это проблема контролирующих органов, а не законодательства, и она может быть решена простым ужесточением контроля со стороны правоохранительных органов.

Однако, по мнению экспертов, данные меры, ограничивающие распространение продукции подобного содержания, недостаточны, так как не исполняют главной своей функции: не ограждают от эротической продукции тех, кому она не предназначена. К указанной категории, в первую очередь, относятся несовершеннолетние. Впрочем, в не меньшей степени то же может быть отнесено и к иным категориям граждан, нравственные или религиозные чувства которых оскорбляет наличие в витринах газетных киосков продукции откровенно эротического содержания.

В рамках существующего законодательства проблема не имеет своего решения, и интересы рынка входят в противоречие с интересами нравственности. Отсутствие законодательства, четко регламентирующего распространение продукции подобного рода, приводит к расколу общества и политическому противостоянию различных его групп. Задача современного общества – создать механизмы общественного регулирования данной проблемы в соответствии с культурно-исторической традицией российского общества, а так же законодательно закрепить подобные механизмы.

Совсем не обязательно результатом принятия законодательства, регулирующего рынок эротической продукции, должен стать запрет на её распространение. Очевидно, что может быть достигнут некий компромисс между потребностью определенной части общества в потреблении продукции эротического содержания и нежеланием остальной части общества лицезреть эту продукцию в общественных местах. Однако, для достижения подобного компромисса необходимы значительные усилия всех сторон, заинтересованных в разрешении проблемы – общественности, рынка и законодательной власти.


Другие материалы по теме: