«Уральский рабочий» и Юлия Санатина вычисляют «Двести процентов от нуля»

10 сентября 2003 (11:57)

Не так давно, подводя итоги первого полугодия, вице-премьер областного правительства Галина Ковалева с особым удовлетворением, отметила высокие темпы роста производства, которые в последнее время наблюдаются в машиностроении.

Действительно, доля машиностроительных предприятий в общем объеме промышленной продукции в 2003 году выросла до 22 процентов. Это, по мнению экономистов, достаточно высокий результат, для того чтобы говорить о том, что наше народное хозяйство наконец-то действительно начало выбираться из той ямы, в которую провалилось в период реформ.

Показательно в этом плане именно машиностроение. Ведь если сырьевые отрасли в те трудные годы быстренько переориентировались на экспорт, то высокотехнологичной промышленности, при отсутствии заказов на внутреннем рынке, пришлось особенно туго. Потому и радуют сегодняшние цифры роста: у машиностроителей есть работа — это значит, что и предприятия других отраслей зашевелились, у них появилась потребность в новом оборудовании и завелись деньги.

Правда, сами машиностроители не вполне разделяют восторг правительства, считая, что нынешний бурный рост прежде всего характеризует глубину былого падения.

Статистика лукава: максимальный рост (в процентах) показывают те заводы, где производство сократилось в десятки раз, а кое-где и вовсе остановилось. Ведь если делали в месяц один агрегат, а теперь — два, то это уже двести процентов! Сегодня ведь уже мало кто вспомнит, что когда-то выпускали тридцать... А если вообще считать проценты «от нуля»?

Подобная картина, к примеру, на Кушвинском заводе транспортного оборудования: по итогам первого полугодия, прирост здесь составил 84,7 процента, но это после огромного падения. На 40 процентов увеличил производство Красногвардейский крановый завод, однако он по-прежнему убыточен. Так что по темпам роста и даже объемам производства оценивать работу и перспективы предприятия нельзя, считает исполнительный директор Союза предприятий машиностроения Свердловской области Адольф Седунин, — необходимо учитывать и прибыльность, и уровень заработной платы, и многие другие показатели.

Адольф Васильевич приводит любопытный пример: некогда Юрий Казанцев, будучи директором Уралэлектротяжмаша, ставил задачу обогнать Уралмаш по объему продукции. В то время на него смотрели по меньшей мере странно: кто мог сравниться с «отцом заводов»? А в этом году УЭТМ обошел Уралмаш. Дело в том, что Уралмаш-то нынче уже совсем не тот: в результате реструктуризации из бывшего гигантского производственного объединения выделился ряд самостоятельных предприятий.

Справедливости ради надо отметить, что и УЭТМ, и Уралмашзавод можно отнести к числу стабильно работающих, прибыльных предприятий. Из 56 членов Союза машиностроителей таковых сегодня примерно половина. Причем «Альстом-СЭМЗ», Нижнетуринский электроаппаратный завод, завод трансформаторов тока, Уралбурмаш, Уралкабель, Уральский компрессорный, инструментальный завод и другие гигантских цифр роста не показывают, но на протяжении нескольких лет уверенно движутся вперед.

А вот тот же Химмаш, хотя его руководство смотрит вперед с оптимизмом, сумело набрать неплохой портфель заказов, но все же показатели пока не на высоте — 91,1 процента по отношению к предыдущему периоду. Есть среди машиностроительных предприятий и такие, где дела идут из рук вон плохо: погиб градообразующий Атигский мехзавод, выпускавший никому не нужные велосипеды; как известно, стоит сегодня Уральский автомоторный; неважное положение на Баранчинском электромеханическом.

Особая статья — Турбомоторный завод, который в провале уже не первый год, и пока реанимационные меры не успешны: в первом полугодии 2003 года производство здесь вновь снизилось — на 21,2 процента. А вот убытки возросли многократно: если за весь 2002 год они составили 4 миллиона рублей, то одно лишь первое полугодие 2003-го принесло 83 миллиона убытков. При том что продукции за это время завод выпустил миллионов на триста, итоги работы весьма неутешительны.

Все же, подобно врачам, шутят машиностроители, отрасль скорей жива, чем мертва. По итогам полугодия, 40 предприятий увеличили производство, 27 стали прибыльными, правда, в то же время 37 стали убыточными. По данным Свердловского областного комитета государственной статистики, рост производства продукции машиностроения по отношению к первому полугодию 2002 года составил 18,6 процента. Для сравнения, за весь прошлый год машиностроители России увеличили производство на 2 процента.

Эту бы тенденцию да продолжить! Однако свердловские машиностроители сталкиваются сегодня с массой проблем, решение которых — за пределами их возможностей. Недавно члены президиума Союза машиностроителей долго спорили, обсуждая некий

документ, в котором изложили свои идеи по поводу улучшения ситуации в отрасли.

Прежде всего, руководители предприятий отметили, что сегодня ни на уровне государства, ни в регионе, ни в области нет четко прописанной национально ориентированной промышленной политики, а также подчеркнули, что «руководство Свердловской области в настоящий момент сориентировано на приоритетное развитие металлургической отрасли и оборонного комплекса». Уральские машиностроители считают, что областная власть должна сместить ориентиры развития Свердловской области в сторону развития современного наукоемкого производства. Ведь в противном случае Россия так и будет оставаться экспортно зависимой страной, ориентированной на производство сырья для развитой западной промышленности.

Союз машиностроителей сформулировал целый перечень предложений к областной власти: предусмотреть планирование бюджетных расходов на разработку и реализацию промышленной политики; обеспечить формирование механизма целевого кредитования предприятий под гарантии областной власти, а также предоставление льгот по налогообложению тем предприятиям, которые направляют средства на модернизацию оборудования; разработать программу возрождения отраслевой науки; навести порядок в системе проверок предприятий контролирующими органами; снизить тарифы на энергоресурсы, а также арендную плату и выкупную стоимость земельных участков под промышленными предприятиями, и т. д.

Свои предложения машиностроители намеревались вручить одному из наиболее реальных претендентов на пост губернатора. Однако, несмотря на обещания, кандидат времени для встречи с директорским корпусом не нашел. И теперь руководители | предприятий в раздумье: если человек, которому они намеревались оказать поддержку, опять будет губернатором, станет ли машиностроение вновь одной из ведущих отраслей уральской промышленности?


Другие материалы по теме: