«Капитал» и Владислав Кулаков думают, что «Шкода» станет недоступной»

16 сентября 2003 (10:57)

Правительство проводит антидемпинговые меры по отношению к чешской промышленности. В результате положение чешских иномарок на уральском рынке может стать плачевным.

Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике приняла решение об увеличении на 6% ввозной пошлины на чешские автомобили. По подсчетам автодилеров, в результате автомобили Skoda подорожают на $600-1000, что приведет к серьезному спаду продаж. Продавцы иномарок считают, что от введения таможенной пошлины автомобили Skoda подорожают на 8-9% и окажутся неконкурентоспособными. Это решение, по официальному обоснованию, стало ответом чешскому правительству, которое в августе этого года ввело 35%-ю пошлину на российские удобрения.

Но сегодня положение чешских авто на местном рынке и без того довольно тяжелое. «В прошлом году Scoda была торговой маркой номер два по России среди иномарок. Сейчас сместилась на 9-е место. На Урале, скорее всего, ситуация такая же. В 2003 г. за первое полугодие объем продаж в нашем автосалоне составил 120 иномарок по сравнению со 180 в аналогичном периоде прошлого года. Поддерживать конкурентоспособность удается за счет возможностей использовать разнообразную комплектацию. В итоге разброс цен пока составляет от 9 тыс. до 40 тыс. евро. Кроме того, продажи обеспечиваются высокой долей корпоративных клиентов», – поясняет директор автосалона «МС» Андрей Кононов. Официальный дилер компании Scoda в Екатеринбурге автосалон «МС» пока не комментируют возможное подорожание иномарок, так как решение правительственной комиссии – еще не нормативный акт.

В свое время успех чешской марки объяснялся довольно просто. Эта компания предлагала нашим автомобилистам машины европейского качества по самым приемлемым ценам. Основная причина снижения продаж «Шкоды» – изменение курсовых разниц. Чехия вошла в зону евро давно, и курс евровалюты повышался по отношению к доллару и рублю дважды – осенью прошлого и весной этого года. Соответственно, выросли и цены. Сейчас цену в евро устанавливают в основном европейские производители – Сitroen, Renault, Audi, Volkswagen, Seat, Ford, Peugeot, Volvo, BMW. Поэтому снижение доли рынка коснулось всех европейских автопроизводителей. «Однако чехи оказались не только подвержены росту курса валюты. Вскоре после первого повышения курса евро завод повысил цены отпускной продукции на 700-900 у.е. Возможно, это вызвано давлением концерна Volkswagen, требующего дальнешего повышения качества автомобиля. Но как бы то ни было, Opel стал стоить дешевле, чем Scoda Octavia, и значительная часть покупателей переориентировала свои предпочтения. Сегодня чешские автомобили приобретают, скорее всего, в силу привычки, а не из экономических соображений», - считает начальник отдела продаж автоцентра «Глазурит» Игорь Баев.

Потеря доли рынка продолжается уже около года, однако при этом завод-изготовитель не предпринимает каких-либо активных маркетинговых мероприятий, по крайней мере, по отношению к России. Не спешат с этим и автодилеры. Возможно, по расчетам европейцев, соотношение курсов валют будет в ближайшем будущем восстановлено. Однако нынешние антидемпинговые меры могут привести к вытеснению чешских автомобилей из некоторых регионов России. Впрочем, эксперты не считают, что планируемые антидемпинговые меры сильно ударят по российским автолюбителям. «С одной стороны, в решении, принятом правительственной комиссией, введение дополнительной пошлины касается только автомобилей с объемом двигателя от 1000 до 1500 куб. см, т. е. только Skoda Felicia. Эта модель в чешском ассортименте не относится к ведущим (лидируют в России Skoda Octavia и Skoda Fabia). С другой стороны, «Scoda не делает погоды на российском рынке уже сегодня, поэтому дальнейшее повышение цен, если решение Правительства и вступит в силу, это мало что изменит», - полагает Баев.


Другие материалы по теме: