«Уральский рабочий» и Андрей Морозов рассказывают про «Турбины вразнос и на вынос»

17 сентября 2003 (11:35)

Мы уже неоднократно анализировали особенности «губернаторской экономики», за долгие годы правления одного клана чиновников сложившейся на Среднем Урале. Еще одной отличительной чертой ее функционирования является увеличение в разы интенсивности «распиливания» производств и предприятий во время выборов — это когда власть для удержания власти расплачивается с приближенными к ней бизнес-структурами лакомыми кусками собственности. И, видимо, нет ничего удивительного в том, что объявление о начале дробления ОАО «Турбомоторный завод» (ТМЗ) дано в период между первым и вторым туром выборов губернатора Свердловской области.

Мотор барахлит

Обращает на себя внимание сообщение арбитражного управляющего Сергея Зырянова о том, что если выделяемый из ТМЗ «Уральский турбинный завод» уже зарегистрирован, то с другим самостоятельным предприятием, создаваемым на базе моторного производства, пока полная неясность. Поскольку здесь нет основного инвестора.

Напомним, что фактически окончились неудачей переговоры с немецкой фирмой «Дойтц», лидером мирового моторостроения. К тому же из-за низкой надежности своих дизелей ТМЗ теряет нишу на рынке по поставкам продукции на БелАЗ.

К тому же практически ничего нового «Турбинке» не заказывают военные. Судя же по тому, что сворачивается производство танков на «Уралвагонзаводе», в будущем не приходится ожидать увеличения заказов на бронетанковую технику и, соответственно, двигатели к ней.

Не дремлют и конкуренты, которые, используя бедственное положение ТМЗ, стремятся выдавить его с моторостроительного рынка. В частности, на ярославском «Автодизеле» уже производится российский аналог того дизеля, который хотели совместно выпускать ТМЗ и «Дойтц».

Ярославский вариант, конечно, похуже немецкого, но зато стоит в два раза дешевле.

Если же учесть, что «Автодизель» входит в состав динамично развивающегося холдинга «Руспромавто», то и в дальнейшем здесь можно ожидать сюрпризов. Впрочем, уже и сейчас ТМЗ не берется ярославцами в расчет. «Их доля на рынке очень невелика, они нам не конкуренты», — говорит представитель «Руспромавто» Владимир Зеленцов.

Уральская доля на мотостроительном рынке может и еще уменьшиться из-за недавней реанимации Кустанайского дизельного завода (Казахстан) . Вот с ним-то уже упоминавшаяся фирма «Дойтц» и намеревается к 2008 году начать выпускать наисовременнейший двигатель малой размерности, но повышенной мощности. Причем не только для сельхозтехники, но и для автопрома.

Не очень утешают и планы областного руководства оснащать дизелями производства ТМЗ пропашной трактор, который намереваются выпускать на «Уралвагонзаводе». Во-первых, УВЗ завязан с Челябинским тракторным заводом, ставшим сейчас «Уралтраком». Во-вторых, такие пропашные тракторы не собирается предлагать рынку только ленивый. В-третьих, вряд ли тракторные объемы УВЗ позволят загрузить моторное производство ТМЗ.

Более того, закрадывается подозрение, что моторное производство выделяется в самостоятельное предприятие с единственной целью — повесить на него большую часть долгов всего ТМЗ. А это ни много ни мало — более 1,5 млрд. рублей, включая долг по зарплате, превышающий 100 млн. рублей.

Пар и газ в одни руки

Сначала о хорошем, связанном с тем, что контроль над «Уральским турбинным заводом», куда вошло производство паровых и газовых турбин ТМЗ, получило СП «Ренова» и дружественная с ней московская фирма «Синтез».

«Приход на Турбомоторный завод компании «Ренова» выглядел бы вполне оправданно с точки зрения диверсификации ее бизнеса, — говорит заместитель гендиректора ИК «Аккорд-инвест» Константин Селянин. — Понятен интерес сырьевиков и металлургов к реконструкции РАО ЕЭС и судьбе отечественного энергомашиностроения: доля электроэнергии в себестоимости продукции высока, а большинство промышленных активов составляет энергоемкое производство».

Одновременно через поставки угля из Казахстана Рефтинской, Троицкой и другим ГРЭС, владение крупным пакетом «Иркутскэнерго», блокирующим в «Свердловэнерго», а также долями в других энергосистемах, «Ренова» вполне может сделать «Уральский турбинный завод» одним из основных поставщиков энергетического оборудования в рамках утвержденной правительством программы реконструкции РАО «ЕЭС России». Немалые возможности в этом плане дает «Ренове» и то, что она стала учредителем ОАО «Российские коммунальные системы».

Кроме того, Тюменская нефтяная компания, совладельцем которой является «Ренова», активно участвует в газовом бизнесе. Напомним, как «танкисты» (так называют ТНК за напористость) бились за газодобывающее предприятие «Роспан» на Ямале. Сейчас ТНК задействована в освоении Ковыктинского газоконденсатного месторождения, откуда пойдут поставки газа в Китай и в азиатский регион.

Соответственно требуемые для прокачки газа компрессорные станции будут оснащаться уральскими газовыми турбинами. А так как почти весь энергетический комплекс Китая работает на турбинах производства ТМЗ, то модернизация их и поставка новых также достанется «Ренове».

О серьезности намерений стратегического инвестора в отношении «Турбинки» свидетельствует и то, что «Ренова» вкладывает в уставный капитал «Уральского турбинного завода» (УТЗ) 380 млн. рублей. И уже до 18 ноября нынешнего года новое предприятие начнет работать.

Теперь о грустном. 49% УТЗ, кои переданы ТМЗ, тоже попадут в конкурсную массу. Но вряд ли кто их купит, так как контрольный пакет этого нового предприятия принадлежит «Ренове». То есть государство будет вынуждено терять на этом большие деньги, да еще уговаривать «Ренову» купить названные 49% по дешевке.

Будут ли новые хозяева продолжать заниматься такой непрофильной для них, но уникальной по сути продукцией, как газовая утилизационная бескомпрессорная турбина (ГУБТ)? Она работает на уходящих доменных газах и производит супердешевую электроэнергию. Но это представляет интерес только для черной металлургии, которая не является сферой бизнес-интересов для «Реновы».

Кстати, по уникальности своих конструкторских разработок ТМЗ может конкурировать с кем угодно. И все это богатство передается «Ренове» как бесплатное приложение к оборудованию. Кстати, в связи с этим что-то не слышно первого вице-премьера областного правительства В. Голубицкого, который не упускает случая поговорить о цене интеллектуальной собственности.

РЕНОВАция области

Вспомним, что не так давно руководство области уже делало подарок «Ренове» — она получила аэропорт «Кольцове». Еще раньше через ТНК «Ренова» вошла с контрольным пакетом в Уральскую нефтяную компанию, контролирующую сеть автозаправок Среднего Урала.

При всем при этом через «своих» депутатов в областном парламенте и министров в областном правительстве «Ренова» имеет серьезное влияние на политические и прочие процессы, происходящие в области. И это влияние увеличивается за счет получения в собственность все новых сегментов областной промышленности.

Мы рассмотрели этот случай, поскольку он позволяет сделать неутешительный вывод: губернаторская экономика подходит к своему логическому завершению и превращается в олигополию: «Рынок, на котором относительно небольшое количество продавцов обслуживает много покупателей», — такое научное определение дается этому явлению. Выражаясь проще, во всех сферах жизни, раз «Ренова» проникла везде, конкуренция сводится к минимуму.

Тем самым исчезает механизм борьбы за более эффективные производственные и технические решения, и у крупных сегментов рынка резко увеличивается возможность пасть в застой. Для развития Урала, согласитесь, это не самый лучший выход.


Другие материалы по теме: