«Уральский рабочий и Андрей Морозов говорят: «Не ждали»

24 сентября 2003 (12:42)

— Только не употребляйте слово «экспансия», когда будете писать о нашем движении в регионы, — предупреждают журналистов в розничной сети супермаркетов «Пятерочка». — Мы двигаемся туда спокойно. Просто продаем тамошним торговцам свою технологию и используем наработанные связи с поставщиками, чтобы добиваться для партнеров таких же скидок, что дают нам.

Они убеждают местные власти: налоги остаются вашими, решаются ваши социальные проблемы — при низких ценах цивилизованность торговли растет, электорат доволон. Региональный бизнес и общество также не воспринимают «Пятерочку» как чуждый элемент, ведь магазинами владеют местные предприниматели.

Но в Екатеринбурге спокойного вхождения на местный рынок не получилось. На днях Союз участников потребительского рынка «Альянс» выступил с открытым письмом под названием «За честный бизнес!», в котором «Пятерочку» и ее партнера Владимира Дмитриева обвинили в незаконном выселении супермаркета «Звездный».

Почему «Звездный» не должен превращаться в «Пятизвездный»

«По нашему убеждению, со «Звездным» это было сделано не только с нарушением законодательства РФ, но и с нарушением норм деловой этики..., — объясняется в вышеназванном письме. — Неужели «Пятерочку» не волнует собственная репутация? Мы за честный бизнес! Остерегайтесь подлых и вероломных ударов!»

Хоть исполнительный директор «Альянса» Алексей Подоляко утверждает, что они выступают не против самой «Пятерочки», а только против действий ее местного партнера В. Дмитриева, но в самой «Пятерочке» с этим не согласны.

— Нам пытаются противодействовать с помощью административного ресурса, — заявил вице=президент «Пятерочки» по коммуникациям и брэндовой политике Феликс Стетой. — Местные торговцы боятся, что «Пятерочка» станет лидером, иначе бы такого не делали. Дмитриев действовал полностью в рамках закона и договоренностей с арендаторами. Выселение мелких торговцев — наш вклад в искоренение нецивилизованных форм торговли.

С этим согласны московские и другие розничные торговые сети, стремящиеся пробиться на рынок Екатеринбурга. По их мнению, демарш «Альянса» — демонстрация решимости екатеринбуржцев не пускать к себе чужаков.

Так чего же испугались, казалось бы, прочно окопавшиеся в уральской столице «Купец», «Кировский», «Кардинал» и другие торговые сети? Может, того, что многие из менеджеров «Пятерочки» — бывшие морские офицеры и зачастую действуют в строгом

соответствии со спецкурсом «Борьба за живучесть корабля»?

Справедливости ради отметим, что и «Пятерочка» лукавит, когда просит не рассматривать свой приход в регионы как экспансию.

— Проблема состоит в том, — говорит президент гильдии «Русь торговая» Вадим Шишов, — что сейчас в Москве наши уже проиграли борьбу за покупателя западным сетям. Для российских торговцев единственная возможность выжить — идти в регионы. Там западные риелторы еще год-два будут чувствовать себя неуверенно, «Пятерочке» первой следует прорваться туда. Любыми средствами.

Что она, как видите, и делает.

Судя же по темпам роста в других городах, открываются по три-четыре магазина в месяц, скоро каждый екатеринбуржец сможет познакомиться с особенностями работы «Пятерочки», кои достаточно любопытны, а временами даже забавны.

Все на пятерочку

Сами сотрудники «Пятерочки», или как они сами предпочитают себя называть «партнеры», любят сравнивать свою компанию с микросхемой. «Сейчас большинство компаний в России похожи на старые телевизоры, — говорит один из разработчиков корпоративной идеологии Михаил Лапин. — Помните, заглянешь внутрь, а там какие-то провода во все стороны, все время что-то искрит, и в каждом телевизоре болевая точка: его нужно бить кулаком, чтобы работал. Так и в российском бизнесе: обязательно есть менеджер, который куда-то бьет, — и это работает. Современный же телевизор эффективнее — меньше и никаких искр. Его работа смоделирована и запрограммирована на микросхемах. Так и наша «Пятерочка». Задача сейчас в том, чтобы микросхема потребляла как можно меньше энергии».

Так что жителям Екатеринбурга придется привыкать к «суворовским» надписям в магазинах «Пятерочки» типа: «Говори кратко — уходи быстро», «Выбирай приоритеты», «Концентрируйся»... В самой же компании уже давно пользуются словарем из двухсот деловых терминов. Из него специально выброшены многие сложные и «умные» термины современного делового языка, дабы не тратить время на прояснение смысла слов собеседника и не понести убытки из-за несогласованности между работниками. Здесь даже грузчик имеет инструкцию, по какому маршруту нести груз, если машина с товаром припарковалась не к черному выходу, а к основному,

Экономят на всем, в чем вскоре предстоит убедиться екатеринбуржцам, привыкшим к роскошной отделке магазинов. «Некоторые сети строят себе магазины из мрамора, а в них фонтаны с писающими мальчиками, — говорят в «Пятерочке», — Пусть, если им это нужно. Нам — нет, мы предпочитаем скромные универсамы». (В то же время московский офис «Пятерочки» располагается в складских помещениях Управления делами президента.)

Но главное ноу-хау «Пятерочки» — это меньшая торговая наценка по сравнению с другими магазинами: порядка 10—12%. Достигается это в том числе и всяческим давлением на поставщиков, дабы заставить их снизить цену.

«Вот вы знаете, какая доля себестоимости молока приходится на упаковку? Около шестидесяти процентов! —возмущается директор питерской сети магазинов «Пятерочки». — Покупатель думает, что он платит за молоко, а он платит за пакет и за то, что на нем нарисовано. Вот мы и говорим молочникам: требуйте от своих поставщиков снижения цены. И давайте делиться: часть снижения пойдет на увеличение вашей прибыльной части, часть — на нашу скидку. А мы ее подарим покупателю».

И хоть в «Пятерочке» хвалятся, что кассир у них получает в несколько раз больше, чем в отечественных и западных торговых сетях, но именно здесь из людей выжимают больше всего. По их же словам, кассиры «переносят» в день до одиннадцати тонн груза.

Доходит чуть ли не до зомбирования сотрудников, которые за пять минут до открытия магазинов проговаривают клятву партнера: «Я приложу все свои знания с целью удовлетворения основных запросов наших клиентов, Я учусь и развиваюсь вместе с компанией. Работа приносит мне радость и свободу. От моей активности зависит эффективность компании».

На праздничных же мероприятиях они исполняют гимн, где есть такие слова: «И к цели мы с тобой дойдем любой ценой! Сияй, зари восход! Вперед, «Пятерочка», вперед, страна нас ждет!». Как говорится, капитализм в полный рост.

Летящий лом не остановить

Кстати, в самой «Пятерочке» не скрывают, что союз с местными бизнесменами — это тактический ход. А в последующем они будут выкупать этот бизнес. Но вот как местным властям противодействовать приходу «Пятерочки», к чему их призывают, как мы понимаем, упомянутый в начале статьи «Альянс», неясно. А главное, зачем, коли они предлагают более низкие цены для своих покупателей?

«Пятерочка» уже обосновалась у наших соседей — в Челябинске, Как сообщил вице-мэр южноуральской столицы Михаил Нуждин, речь идет об открытии не менее двух десятков продуктовых супермаркетов. Так что пускай покупатели проголосуют своими кошельками за то, в каких магазинах им лучше отовариваться. К тому же основной аргумент «Пятерочки» — низкие цены — может и не сработать в Екатеринбурге.

Что дешево для столицы, может быть дорого для уральцев.


Другие материалы по теме: