«Уральский рабочий» и Андрей Видов раздумывают, «Состоится ли премьера…»

26 сентября 2003 (11:31)

После сегодняшней инаугурации губернатор Эдуард Россель первым дедом должен будет озаботиться кандидатурой председателя правительства области. А затем, вместе с новым премьером, подыскать людей на должности трех министров: финансов; по управлению государственным имуществом; социальной защиты.

Проблема, однако, в том, что необходимо найти таких людей на замещаемые посты (напомню: правительство Алексея Воробьева в минувший понедельник подало в отставку), которые смогли бы пройти процедуру утверждения в областной Думе. Прежде всего надо найти достойную фигуру премьера правительства.

Задача архисложная.

Как известно, еще в июне депутаты инициировали процесс отрешения А. Воробьева от власти. (Подобные намерения были и раньше, но в нынешнем году, можно сказать, чаша терпения законодателей переполнилась, и начался именно процесс.)

Дело возникло не на пустом месте, а по вопросам принципиальным. Областная Дума по решению Верховного суда РФ приняла ряд поправок, согласно которым состав правительства области определили более четко. Однако председатель правительства приложил немало усилий, чтобы оставить все по-старому.

С упорством, явно достойным лучшего применения, бывший премьер игнорирует любую критику в свой адрес. Например, депутаты отмечали, что штат правительства раздут до неимоверности. Структура построена по затратному принципу и функционирует неэффективно. Из 469 сотрудников органов государственной власти области 36 занимают высшие должности, 45 — главные, 72 — ведущие, 233 — старшие, и только 12 — младшие; остающуюся часть аппарата составляют технические работники и собственно министры.

В принципе менеджмент, осуществляемый правительством, откровенно мешает области развиваться. А методы управления экономикой неэффективны. Не случайно по результатам исследования, проведенного не так давно федеральной Ассоциацией менеджеров, Свердловская область заняла только 62 место в рейтинге профессионализма региональных госслужащих, нас опережают не только Пермская область (16-е место) и Удмуртия (17-е), но даже депрессивная Республика Коми (33-е место).

Населению Свердловской области, которое видит, как региональное правительство

погрязнув в переделах собственности, обнаружило свое неумение установить цивилизованные правила обращения с землей, могут только сниться примеры Тюменской, Челябинской областей, где в приоритетах социальная политика.

На днях на коллегии администрации Тюменской области обсуждали формирование бюджета 2004 года.

Заявлено, что до 48 процентов средств областной казны пойдут на нужды образования, здравоохранения, культуры, науки и системы социальной защиты. В бюджете предусмотрены средства на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, сохранятся и социальные выплаты. Особенностью этого бюджета станет начало перехода на нормативное финансирование социальной сферы.

В Свердловской же области на протяжении многих лет методика расчета бюджета области порождает самые негативные последствия для выполнения властью социальных функций. И на всю критику в свой адрес Воробьев и его министры отвечали либо игнорированием разумных предложений тех же депутатов и глав муниципальных образований, либо невнятными объяснениями про «невозможность внесения корректив».

В результате территории-доноры перестают не только сами развиваться, но фактически теряют функции доноров для областного бюджета. Скажем, в 2002 году в области было 18 территорий-доноров, в нынешнем году — уже только 15.

Правительство исповедует фактически методику двойных стандартов. Скажем, тарифы на энергоресурсы по отстаиваемой правительством Воробьева методике где-то произвольно вырастают в два раза, где-то в два раза понижаются. Создается тот самый дефицит средств, который выгоден только самому правительству, исповедующему административные методы управления экономикой.

Несмотря на все громкие заявления Воробьева о якобы росте промышленного производства во время его правления, этот рост ничуть не опережает общероссийские показатели. Более того, область остается в относительно благополучном состоянии лишь за счет металлургического комплекса. Но при этом если в 1999 году индекс физического объема промышленного производства в целом был 111,7 процента, то через три года он составил лишь 104,1 процента, В цветной металлургии со 120,2 процента он снизился до 103,3.

Как говорят в Союзе промышленников и предпринимателей Среднего Урала, наметилась волна затухания деловой активности значительной части предприятий.

Многочисленные проблемы не решаются из-за того, что в области нет системы мер стимулирования конкурентоспособности, инновационного и эффективного развития экономики. Более 40 процентов предприятий и производств являются убыточными.

Мы знаем, как «преуспело» правительство при премьерстве Алексея Воробьева и в создании условий для многочисленных конфликтов, связанных с переделом собственности («Химмаш», «Бурмаш», Салдинский металлургический завод и др.). В последние месяцы Воробьев и его министры активно озвучивали идеи «нового передела».

Это не могло не вызвать настороженности и в финансово-промышленных группах. Как сообщают хорошо информированные источники, эти группы консолидировано намекают, что на должность премьера не может быть назначен опальный во многих кругах политической и экономической элиты Алексей Воробьев.

В общем-то, отставкой «по уставу» в сентябре начатый летом процесс отрешения команды Воробьева от власти завершен.

Вопрос дня: состоится ли премьера нового премьера?


Другие материалы по теме: