«КоммерсантЪ-Урал» и Игорь Кулешов сообщают, что «Уралшину» прокололи с введением внешнего управления»

1 октября 2003 (11:37)

Вчера в Екатеринбурге состоялось собрание кредиторов ОАО «Уральский шинный завод», на котором было принято решение о введении на заводе конкурсного производства. Это стало полной неожиданностью для большинства кредиторов, которые были настроены на введение процедуры внешнего управления.

Они считают, что теперь их шансы вернуть долги минимальны.

ОАО «Уральский шинный завод» было создано в 1993 году на базе Свердловского шинного завода. Завод является одним из основных отечественных производителей диагональных шин для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, обеспечивая своей продукцией Урал, Сибирь и Центральную Россию. В 2001 году завод вошел в нефтегазохимический холдинг АК «СИБУР» вместе с 5-ю шинными заводами: «Днепрошина», «Уралшина», «Яршина», «Омскшина» и «Волтайр». Сегодня этот холдинг контролирует около 75% акций завода. Именно по инициативе «СИБУРа» в начале нынешнего года генеральным директором «Уралшины» был назначен Роман Нестеренко, сменивший на этом месте Дмитрия Фомченкова. По мнению специалистов, экс-директор был смещен с должности за несогласие с намерением менеджмента «СИБУРа» включить завод в схему процессинга, на которую холдинг перевел все свои шинные предприятия.

Процедура внешнего наблюдения на «Уралшине» была введена в марте нынешнего года по инициативе бывшего гендиректора завода Дмитрия Фомченкова. В настоящее время общая кредиторская задолженность составляет около 500 млн руб. Крупнейшими кредиторами предприятия являются «СИБУР» (долг более 70 млн руб) и ФСФО (долг госструктурам около 180 млн руб), остальные кредиторы — коммерческие предприятия, которых около 320.

В повестке собрания кредиторов «Уралшины», которое состоялось вчера, основным был вопрос о введении на заводе процедуры внешнего управления. Временный управляющий Юрий Гранин подготовил оптимистичный отчет: несмотря на сложное финансовое положение, у завода есть шанс рассчитаться с долгами без введения конкурсного производства. Поэтому сомнений ни у большинства кредиторов, ни у менеджмента предприятия в том, что решение будет принято по рекомендации господина Гранина, не было.

Собрание началось с выступления временного управляющего, который порекомендовал кредиторам голосовать за введение процедуры внешнего управления. По его расчетам, она позволит заводу самостоятельно выплатить долги. В качестве аргументов временный управляющий сообщил, что в 2002 году завод увеличил объем производства на 200%, что позволило ему выйти почти «на нулевую точку рентабельности».

За 9 месяцев текущего года рост составил еще 130%. «В результате предприятие стало работать с текущей прибылью», — отметил господин Гранин.

Однако кредиторы поступили с точностью до наоборот. В ходе голосования было принято решение ввести конкурсное производство, так как за него проголосовало два самых крупных кредитора: Свердловское отделение ФСФО (42% голосов) и владелец контрольного пакета акций «Уралшины» АК «СИБУР» (18% голосов). Как пояснили представители ФСФО и «СИБУРа», их решение основано на результатах финансовой проверки завода, которая была проведена независимыми экспертами и показала его полную экономическую несостоятельность.

Такой поворот событий стал полной неожиданностью для менеджмента предприятия и, по словам пресс-секретаря «Уралшины» Виктории Золотько, вызвало удивление. Впрочем, вскоре после окончания собрания заводское руководство согласилось с целесообразностью конкурсного производства. «В нынешнем положении это наиболее правильный и эффективный способ вывести предприятие из кризиса», — заявила госпожа Золотько.

Остальные кредиторы решением о введении конкурсного производства были просто шокированы. «Это было непредсказуемо. Мы даже предположить не могли, что представитель государства ФСФО и собственник завода АК «СИБУР» проголосуют за его ликвидацию», — сказал, комментируя ситуацию, представитель одной из присутствовавших на собрании мелких компаний-кредиторов, пожелавший остаться неназванным. По его мнению, в данном случае «СИБУР» преследует только одну цель — добиться назначения через арбитраж «своего» конкурсного управляющего и с его помощью скупить завод за бесценок. «Поскольку «СИБУР» является одним из крупнейших кредиторов, он сможет добиться выгодных для себя решений», — считает он, подчеркивая, что при этом остальные кредиторы практически теряют шанс полностью вернуть свои долги. Господин Гранин, завершая собрание кредиторов, посоветовал менеджменту завода оспорить решение о введении конкурсного производства в арбитражном суде.

Однако директорат «Уралшины» от этой идеи уже отказался.

Между тем в самом «СИБУРе» не скрывают, что введение конкурсного производства — это попытка получить полный контроль над «Уралшиной». Как заявил «Ъ» сотрудник пресс-службы компании Андрей Недров, «после того как предприятие будут выставлено на конкурсных торгах, «СИБУР» рассчитывает принять в них участие. Наш холдинг намерен развивать шинный бизнес, и уральский завод является одним из основных производственных активов».

Эксперты считают, что такая тактика борьбы за активы вполне согласуется с политикой «СИБУРа». Так, по словам аналитика ИФГ «Аккорд-Инвест» Константина Селянина, шинная отрасль в России сегодня находится на подъеме, предприятия развиваются довольно динамично. Но большинство из них имеет большие долги. Поэтому, считает господин Селянин, в настоящее время этот холдинг пытается централизовать свои активы, в том числе путем введения конкрусного производства на подконтрольных предприятий. Он также отметил, что подобные действия «СИБУР» предпринимает и в отношении других предприятий, которые входят в его состав.


Другие материалы по теме: