«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко обсуждают проблему «Незаконные мигранты и национальная безопасность»

17 октября 2003 (12:13)

Законодательная инициатива Аркадия Чернецкого для укрепления государственности

Глава Екатеринбурга, президент Союза российских городов, депутат Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области Аркадий Чернецкий обратился в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой о внесении ряда изменений и дополнений в нормативные правовые акты в сфере миграционной политики.

Свою позицию перед депутатами Чернец-кий обосновал тем, что несовершенство законодательства создаёт предпосылки для нарушения конституционных прав граждан РФ. Более того, обеспечив эффективное управление процессом иммиграции, государственная власть защитит интересы социально-экономического развития и национальной безопасности России в целом и отдельных регионов.

Что послужило главе одного из крупнейших мегаполисов страны поводом для обеспокоенности?

Растущий поток мигрантов в Россию стал серьёзной проблемой. Как пишет Чернецкий, «сегодня она затрагивает не только приграничные регионы страны, но и практически все индустриально развитые субъекты Федерации со значительным по объему рынком труда и сравнительно высоким уровнем жизни. При этом основная часть миграционного потока исходит из стран СНГ и Юго-Восточной Азии, резко отличающихся от России по типу культуры».

Глава Екатеринбурга признаёт, что увеличение числа мигрантов, конечно, способствует частичному преодолению дефицита рабочей силы (в сфере малоквалифицированного труда). Но куда более серьёзны и масштабны, по его мнению, негативные последствия неконтролируемой миграции.

Рассмотрим некоторые из них.

Перенаселение российских городов выходцами из других стран ведёт к увеличению нагрузки на коммунальную инфраструктуру и социальную сферу. Наблюдается рост преступности и транзита наркотических и психотропных средств. Возрастает риск межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

На примере той же Свердловской области мы видим, что если в 2002 году у нас поселились менее 95 тысяч человек, то только за 9 месяцев 2003 года органами внутренних дел зафиксировано таковых уже почти 100 тысяч.

Как правило, «гости» из-за рубежа проживают без оформления документов по месту жительства и трудовых договоров. За те же 9 месяцев с. г. к административной ответственности привлечено почти 15 тысяч иностранцев, почти 300 из них покинули пределы области по суду.

Но это факты из так или иначе учтённой жизни мигрантов. А согласно статистическим данным, на Среднем Урале проживают 300 тысяч таджиков и десятки тысяч китайцев, и больше половины оказались здесь нелегально, Как не вспомнить тут сомнительную, на мой взгляд, деятельность ныне и. о. министра внешнеэкономических связей Ю. Осинцева, который неоднократно заявлял о «готовности принять, поселить и трудоустроить» этих граждан. По мнению экспертов, подобные заявления в известной мере могли спровоцировать бесконтрольную миграцию.

Как говорится в аналитической записке МВД РФ, незаконные мигранты оказывают не только давление на рынок труда и социальную сферу. Это источник роста правонарушений: убийств, разбоев, грабежей, краж ("BE" неоднократно публиковал криминальные сводки такого характера - В.Т.).

Криминологи считают, что любая миграция обладает криминогенным потенциалом. Особенно уязвимы для вовлечения в преступную деятельность нелегальные мигранты. Кстати, по той же сводке МВД, на территории России

мигранты совершают свыше 35 тысяч преступлений в год! «Доля совершаемых преступлений иностранными гражданами тем выше, чем больше присутствует незаконных мигрантов в регионе», - комментирует заместитель министра внутренних дел, начальник Федеральной миграционной службы (ФМС) А. Чекалин.

На Среднем Урале трудоустройство мигрантов идёт в ущерб свердловчанам. Готовые работать за копейку, «гости» подкашивают уровень зарплат. Неизбежно и увеличение числа безработных уральцев. Мы знаем, что в Свердловской области безработица пусть не намного, но превышает среднероссийский уровень. И если бы не Екатеринбург, где в последние годы уровень безработицы практически не превышает 1 процента, показатели Среднего Урала в целом были бы аховыми.

Кстати, по данным ФМС, из трёх составляющих нелегальной миграции (нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость) в России наиболее распространена нелегальная занятость. Разрешение на работу имеют менее 30 процентов мигрантов, регистрацию по месту проживания - около половины.

Увы, сейчас в Екатеринбурге и области проживают не только строительные бригады, но и наркокурьеры и представители криминальных структур. По заявлению начальника пресс-службы Уральского таможенного управления Т. Бекленищевой, более 90 процентов наркотиков привозят в область граждане среднеазиатской «глубинки».

Вполне понятна в этой связи обеспокоенность А. Чернецкого. Тот же Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» хоть и устанавливает порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, но не в полной мере определяет миграционную политику. А ведь это должен быть целый комплекс принципов норм и деятельности государства в этой сфере.

Добавлю, что в марте 2003 года правительство одобрило концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Если охарактеризовать коротко, то ситуация признана неудовлетворительной; и правительство констатирует: без совершенствования законодательства проблемы не решить.

Глава Екатеринбурга, президент СРГ Аркадий Чернецкий одним из первых последовал призыву и, проанализировав положение в регионе и стране, вышел к депутатам Госдумы с законодательной инициативой.

В чём она выражается?

По мнению Чернецкого, следует законодательно оформить приоритет русс жителей стран СНГ, особенно Казахстана и государств Центральной Азии. И при получении гражданства, и предоставляя все виды государственной помощи. (Как мы знаем Владимир Путин именно в таком русле потребовал недавно от законодателей пересмотреть закон о гражданстве - В.Т.).

У русскоязычных жителей CHГ, как правило, достаточно высокий уровень образования и квалификации, подчёркивает Чернецкий, а главное - общие с большинством россиян язык и культура. Именно таким мигрантам следует в первую очередь оказывать материальную помощь для переселения и обустройства на новом месте жительства из бюджетных средств.

Иммиграционное законодательство считает глава Екатеринбурга, должно возложить на предпринимателей, которые используют труд приезжих, обязанность заботиться о их элементарном обустройстве и социальном обслуживании. Нарушающих законодательство следует штрафовать, а если случится иностранцев депортировать, то делать это тоже за счёт недобросовестных работодателей.

Необходимо более жёстко контролировать и уплату налогов. (К слову, по данным аналитиков МВД, применение мигрантами разного рода «серых» и «чёрных» схем в бизнесе «воспринято» на российском рынке тоже из-за серьёзных изъянов в законодательстве - В.Т.).

Логично предусмотреть дополнительные правовые механизмы, чтобы безусловный приоритет при найме на работу отдавался гражданам России. Иностранные работники должны привлекаться только в случае реального дефицита трудовых ресурсов в отдельных секторах экономики.

Необходимо законодательно установить ответственность тех, кто сдаёт иностранцам жильё. Такие ситуации, когда в 2-3-комнатной квартире проживает 8-10 иммигрантов, а в общежитиях на одного иностранного рабочего 1-2 метра жилой площади, должны быть полностью исключены, считает Чернецкий.

Кроме того, он предлагает уточнить правовой статус миграционных инспекций, которые при поддержке органов МВД уже созданы в ряде регионов и доказали свою эффективность.

Призывая депутатов Госдумы установить действительно правовые рамки миграции и условия для их соблюдения, президент СРГ, глава Екатеринбуга Аркадий Чернецкий выказал реальную озабоченность целостностью государства, национальной безопасностью РФ и прежде всего призвал депутатов защитить главное достояние России - её граждан и их права.


Другие материалы по теме: