Счетная палата РФ начала проверку законности создания ОАО «Российские железные дороги»

22 октября 2003 (12:55)

Счетная палата РФ начала проверку законности создания ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

В пятницу коллегия палаты рассмотрела отчет о проверке эффективности управления госсобственностью на Горьковской железной дороге (ГЖД). По ее результатам выявлены многочисленные нарушения, в том числе в формировании уставного капитала ОАО «РЖД». Аналогичные проверки предполагается провести и на остальных 16 железных дорогах, составляющих основу РЖД. Об этом сообщает «КоммерсантЪ».

Итогом может стать пересмотр ряда принципов работы ОАО, состава и стоимости его имущества. ОАО «Российские железные дороги» зарегистрировано 23 сентября, работает с 1 октября. В его уставный капитал внесено имущество на сумму 1,53 трлн. руб. РЖД будет обеспечивать 39% российского грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и более 40% пассажирооборота.

Создание ОАО «РЖД» сразу привлекло внимание Счетной палаты (СП). Напомним, что еще в июле СП высказывала опасения, что при передаче имущества от МПС к РЖД государство может понести ущерб. Однако наиболее серьезные замечания СП касаются уже непосредственно процесса создания ОАО «РЖД». В отчете указывается, что в уставный капитал ОАО внесены активы, ограниченные в обороте, в частности, отнесенные к мобилизационным мощностям; в ГЖД такого имущества обнаружено на 1,56 млрд. руб. По мнению СП, его внесение в РЖД нарушает статус ограниченной оборотоспособности мобилизационного назначения госрезерва ГО и ЧС.

Эксперты СП также отметили, что рыночная стоимость активов, подлежавших включению в капитал РЖД, занижена. По ГЖД разница с их реальной стоимостью, согласно отчету, превышает 60 млрд. руб. По результатам проверки в СП сделали неутешительные для РЖД выводы. Создание дочерних АО, предусмотренное вторым этапом реформы МПС, выводит компанию из сферы действия закона о естественных монополиях (законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»), ущемляет интересы хозяйствующих субъектов и граждан, пользующихся услугами железнодорожников. Но главное, проверяющие утверждают, что формирование уставного капитала РЖД проводилось с нарушением федерального законодательства.


Другие материалы по теме: