«Деловой квартал» и Андрей Нестеров рассказывают, что собой представляет «Дисконтная карта боевых действий»

27 октября 2003 (11:27)

Свердловское территориальное управление министерства по антимонопольной политике приступило к рассмотрению спора между двумя книжными магазинами Екатеринбурга. Юристы, представляющие интересы магазина «Деловая книга», обратились в МАП с заявлением о нарушении конкурентом – книжным магазином «Де Юре» статей 4 и 10 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статьи 7 закона «О рекламе». В Свердловской области это первый конфликт, связанный с использованием дисконтных карт. От его разрешения зависит, смогут ли в будущем продавцы использовать в бизнесе дисконтные карты конкурентов без их согласия.

Книжный магазин «Де Юре» (владелец – ООО «Издательско-книготорговая группа “Фолиант”») специализируется на продаже литературы по экономике и праву. Долгое время это была единственная в районе УПИ подобная торговая точка. Но в июне 2003 года недалеко от «Де Юре» открылся магазин «Деловая книга», принадлежащий ООО «Торговая компания “Старт плюс”».

Одинаковый ассортимент литературы, борьба за одних и тех же покупателей – отношения между магазинами сразу стали натянутыми. Кроме того, продвигать бизнес новых конкурентов «Де Юре» стала бывший работник этого магазина Ольга Гайдук. Проработав в «Де Юре» около 5 лет продавцом, получив опыт и знания, она неожиданно перешла в «Деловую книгу», где стала директором.

Бывшие коллеги периодически посещают магазины друг друга, благо находятся они неподалеку, чтобы посмотреть, как идет бизнес у конкурента. Однажды представитель «Де Юре» купил в «Деловой книге» дисконтную карту этого магазина. Вскоре в «Де Юре» появилось объявление, что покупатель может получить скидку по дисконтным картам магазина «Деловая книга» и системы «Мегамарт». Здесь же была вывешена купленная дисконтная карта – в качестве образца.

Владелец «Деловой книги» Вадим Чащин рассказал корреспонденту «ДК», что основной причиной обращения в МАП стало стремление призвать конкурента к порядку и соблюдению этических норм ведения бизнеса. Нарушение истец усматривает в том, что «Де Юре» предоставляет скидки своим покупателям по дисконтной карте магазина «Деловая книга», не спросив разрешения последнего. Руководитель настаивает, что дисконтные карты являются исключительной собственностью «Деловой книги», и никто другой не имеет права использовать их в своей коммерческой деятельности. Ведь даже другие два магазина, принадлежащие владельцу «Деловой книги» – ТК «Старт плюс», не используют эти карты при обслуживании покупателей.

В заявлении в Свердловское территориальное управление МАП представитель «Деловой книги» – агентство юридической безопасности «Интеллект-С» утверждает, что «Де Юре» использует чужие дисконтные карты для получения преимущества в бизнесе.

Директор «Интеллект-С» Евгений Шестаков: Магнитные карты содержат информацию о потребителях (фамилия клиента, суммы покупок, ассортимент приобретаемых товаров, размер скидки). Это дает магазину возможность вести базу клиентов, отслеживать потребительские предпочтения, рост или сокращение продаж. Используя чужую дисконтную карту, магазин «Де Юре» неправомерно получил возможность доступа к информации, которая записана на магнитном слое дисконтных карт и является коммерческой тайной.

Кроме того, по мнению г-на Шестакова, «Де Юре» нарушает авторские права, бесплатно пользуясь таким инструментом рекламы, как дисконтная карта, дизайн которой принадлежит магазину «Деловая книга». Только правообладатель может использовать этот дизайн в коммерческой деятельности.

Сам конкурент нарушением свои действия не считает. Зам. директора магазина «Де Юре» Виктор Петров мотивирует действия исключительно заботой о покупателях, которые оказываются в выигрыше: Цель одна – максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Для этого мы предоставляем различные скидки, по собственной дисконтной карте ООО «ИКГ “Фолиант”, картам клубной системы «Мегамарт», насчитывающей более 30 тыс членов, «Свердловской дисконтной системы» и дисконтным картам любого книжного магазина города, в том числе «Деловой книги». Предоставляем скидки студентам вузов города при предъявлении студенческого билета.

В «Де Юре» полагают, что дисконтная карта магазина «Деловая книга» является обычным товаром, поскольку она продается свободно, и каждый покупатель такой карты вправе самостоятельно определять, как ею распорядиться. Упреки в получении доступа к коммерческой информации конкурента, записанной на магнитной ленте дисконтных карт, в «Де Юре» отвергают. Руководители магазина утверждают, что принимающий дисконтные карты сотрудник осуществляет лишь их визуальную идентификацию, не подвергая какой-либо технической обработке в связи с отсутствием такой необходимости и соответствующего оборудования.

Виктор Петров: Мы считаем, что коллеги из «Деловой книги» пытаются ограничить наше право определять основания для предоставления скидок на наш товар. Будь то предъявление какой-либо дисконтной карты, пенсионного удостоверения, портрета президента или репродукции картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Думаю, Владимир Путин или наследники великого художника вряд ли сочли бы нарушенными свои права на такое использование изображения или произведения искусства.

ООО «ИКГ “Фолиант”» в письменном ответе владельцу магазина «Деловая книга» ООО «Старт плюс» утверждает, что «не будет испытывать ничего, кроме удовлетворения, если какой-либо продавец, в том числе и книжный магазин «Деловая книга», предоставит скидку на свой товар по предъявлению дисконтной карты «Фолианта». По мнению г-на Петрова, сегодня «Деловая книга» оказывается еще и в выигрыше. Разместив на своем информационном стенде дисконтную карту «Деловой книги», руководство «Фолианта», по мнению г-на Петрова, оказывает услугу магазину «Деловая книга», рекламируя его, повышая возможности владельцев их дисконтной карты.

«В случае обращения к нам г-на Чащина (руководитель ООО «Старт Плюс». — Прим. «ДК»), даже устного и немотивированного, но корректного и вежливого, с просьбой не предоставлять скидки по дисконтным картам книжного магазина «Деловая книга», мы эту просьбу удовлетворили бы безусловно. Но поскольку в наш адрес было направлено неуважительное по форме, необоснованное по содержанию обращение, мы вынуждены были не придавать этому посланию значения», — говорится в письме «Фолианта».

Обменявшись письмами и не найдя точек соприкосновения, обе стороны ждут результатов рассмотрения дела в территориальном управлении министерства по антимонопольной политике.


Другие материалы по теме: