«КоммерсантЪ», Евгений Храмов, Юлия Кабакова рассказывают: Покупателя по пластику встречают*А провожают по скидке

27 апреля 2005 (13:09)

Дисконтные карты предлагает сегодня практически каждая торговая сеть. Сейчас магазины в основном используют «обезличенные» системы скидок. Но, как считают эксперты, система дисконтов в ближайшем будущем будет развиваться по пути индивидуализации: вместо «обезличенных» карт покупателям будут предоставляться персональные скидки. Ведь, как считают продавцы, дисконтная система стимулирует рост оборота торговой сети.

Дисконт — маркетинговый ход, направленный на привлечение покупателя. Торговые сети, работающие на территории урфо, уже несколько лет завлекают потребителя с помощью собственных дисконтных карт. Сейчас продавцы в основном используют две схемы: клиент может получить карту либо бесплатно, либо купить ее.

В торговых сетях Екатеринбурга по дисконтной карте можно получить скидку от 2% до 10%. При этом обычно собственные карты ритейлеров работают по накопительной системе. Как рассказал «Ъ» генеральный директор торговой сети «Купец» Олег Хабибуллин, накопительная скидка может достигать 7%. «Такой скидкой у нас активно пользуются крупные клиенты, например, отели, рестораны и кафе. Причем в будущем мы планируем поднять планку максимального дисконта до 10%», – отметил он. Сеть магазинов «М. Видео» выдает накопительную дисконтную карту при покупке на сумму свыше 3000 рублей. И уже со следующего приобретения дисконт начинает работать. Здесь действует такой принцип: чем больше стоимость товаров, тем выше скидка. Если сумма сделанных ранее покупок превышает 25 тыс. Руб., То при следующем походе в этот магазин покупатель уже может рассчитывать на 6% скидку. В магазинах сети «Кардинал» действует похожая дисконтная схема. История покупок на сумму от 40 до 99 тыс. Руб. Дает право на 5% скидку, а свыше 900 тыс. Руб. — на 8%. По мнению продавцов, у накопительной системы больше перспектив, так как она дает покупателям ощущение стабильности и «привязывает» их к определенному магазину.

Но выгода — это лишь одна привлекательная сторона дисконтной карты. Как отмечают эксперты, прежде всего дисконты влияют на лояльность и приверженность определенному бренду, услуге или продукту, а также упрощают проблему выбора. Поэтому все более популярными становятся дисконтные программы с несколькими участниками. Так, ряд сетей имеет соглашение о предоставлении скидок в своих магазинах при предъявлении любой дисконтной карты другой компании, которая является участницей соглашения. Так, в магазинах «М. Видео» можно получить скидку по дисконтным картам торговых сетей «Старик Хоттабыч», Спортмастер, Арбат Престиж, Куда.RU и МВО.

Стоит отметить, что система дисконтов постоянно развивается и модифицируется.

Участники рынка считают, что будущее дисконтов — за персонифицированной системой. Индивидуальные дисконтные карты широко распространены на Западе и постепенно начинают внедряться на российском рынке, например в Москве в сетях «Ramstore», «Wal Mart», «Spar». В отечественных сетях эта система пока не получила распространения.

Как рассказал корреспонденту «Ъ» генеральный директор компании «Система. Бизнес. Автоматизация» Владимир Глухов, персонифицированные системы действуют следующим образом: покупатель регистрируется и получает дисконтную карту, где аккумулируются его личные данные — фамилия, имя, место проживания, день рождения и так далее, а также история его покупок. В зависимости от его покупательской активности и предоставляются скидки. Причем дисконт на разные продукты предоставляется индивидуально: на каждую покупку отмечается своя скидка, в зависимости от наценки на данный товар, она может быть 2% или 10%. «Это удобно клиенту, так как каждая скидка отражается в чеке и позволяет ему почувствовать особую заботу. В этом есть плюс и для самого торгового предприятия: ведь на некоторые продукты накрутка маленькая, а на некоторые большая», — уточнил Владимир Глухов.

Поэтому, по его словам, если клиент берет много продуктов с маленькой накруткой и получает единую скидку, магазину это невыгодно. «В моей практике есть примеры, когда покупатели просто «съедали» магазины, не потому что клиенты такие жадные, а потому что система дисконта у ритей-лера была не продумана», — рассказал он.

Главное в персонифицированной системе то, что торговая сеть накапливает информацию о покупателе, который годами ходит в один магазин. «Это основной капитал розничной сети, ведение такой базы данных позволяет магазину поздравить клиента с днем рождения или другим праздником, что повышает лояльность к торговой сети», — подчеркнул господин Глухов.

В большинстве случаев торговым сетям выгодно вводить дисконты. «Если бы это было не так, то ритейлеры не выпускали бы собственные карты», — отметил в беседе с корреспондентом «Ъ» исполнительный директор СУПР «Альянс» Алексей Подоляко. По его словам, затраты, которые несет магазин на предоставление скидок, компенсируются за счет увеличения количества лояльных покупателей и, как следствие, роста оборота.


Другие материалы по теме: