Начальник Финансово-экономического управления СКБ-Банка Олег Морозов: Общее снижение рентабельности банков связано со снижением средней доходности российского рынка

19 ноября 2003 (11:03)

Как сообщалось ранее, Центробанк России прогнозирует снижение рентабельности банков при росте абсолютного дохода отрасли.

«По западным меркам даже самые крупные российские банки чрезвычайно малы. Чтобы получать приемлемую прибыль при таких размерах, банки должны иметь существенную по сравнению с западной практикой маржу. Процентная маржа постоянно снижается, так как она является функцией от размера банковской ставки, то есть чем меньше ставка, тем меньше маржа. Банки стараются компенсировать снижение маржи опережающим ростом активов», – заявил УрБК начальник Финансово-экономического управления СКБ-Банка Олег Морозов.

По словам О. Морозова, в целом по банковской системе Свердловской области рост в этом году составит около 40%. «Но даже он не в состоянии компенсировать снижение банковской доходности, которое происходит вследствие общего снижения кредитных ставок на рынке. Поэтому банки делают все больший упор на увеличение доли непроцентных доходов и комиссий за различные услуги», – говорит О. Морозов.

«Общее снижение рентабельности связано со снижением средней доходности российского рынка, – говорит О. Морозов. – Можно предполагать, что снижение рентабельности будет продолжаться. Банки не успевают наращивать свои активы с той скоростью, с которой падает рынок процентных ставок».

Как отмечает О. Морозов, снижение рентабельности побуждает банки к тому, чтобы получать дополнительные непроцентные доходы.

«Те результаты, которые показали некоторые банки во II квартале этого года, связаны не с эффективными инвестиционными вложениями, а с тем, что общее снижение ставок на рынке привело к снижению доходности ценных бумаг, росту котировок и, как следствие, дохода.

На фоне всего этого не остается сомнений, что банковский бизнес в 2004 г. будет менее рентабельным, чем промышленный. Это позволяет работать финансово-промышленным группам, в состав которых входят банки и различные предприятия. Один из плюсов таких групп – диверсификация, потому что рынок развивается по спирали. Создавая такие группы, предприниматели надеются, что общая рентабельность их бизнеса будет расти», – говорит О. Морозов.

Кроме того, он отметил, что сам по себе рост банковского бизнеса возможен через укрупнение банковского сектора.


Другие материалы по теме: