Доклад Председателя правления «Урало-Сибирского банка» Марины Вшивцевой на расширенном заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям
2 апреля 2001 (14:27)
Российские коммерческие банки за свою недолгую историю развития последовательно прошли стадию массированных и увлекательных финансовых операций и спекуляций, вышли на краткосрочное кредитование промышленных предприятий под оборотные средства и вплотную подошли к следующему закономерному и неизбежному этапу – финансированию среднесрочных инвестиционных проектов предприятий по обновлению основных фондов, выпуску новых видов продукции и развитию новых услуг.
Основой, делающим возможным такое развитие событий, послужили рост производства во многих промышленных отраслях, стабилизация экономики в целом, появление уверенности в сохранении тенденций развития экономики на ближайшие 2-3 года и, наконец, возникновение в России экономической ситуации, характерной для нормального экономического сообщества, когда рентабельность многих промышленных отраслей существенно превышает среднюю банковскую норму прибыли.
Такимобразом, на сегодня существуют две причины, с разных сторон подталкивающие коммерческие банки к инвестиционной деятельности:
Первая - появившаяся у предприятий острая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для увеличения объемов производства в условиях активного платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию путем обновления физически и морально изношенных основных фондов, а также расширения основного капитала (на сегодня, увеличение объема производства, пока не сопровождается адекватным ростом капитальных вложений, соответственно рост происходит за счет резервов, связанных с использованием незагруженных мощностей, с использованием накопленной амортизации за счет внутренних финансовых источников, прежде всего прибыли), а также для организации выпуска новых товаров и услуг, позволяющих предприятию закрепиться на своем рынке и увеличить свою долю на рынке. Кроме этого объективно снизилась и реальная ставка банковского процента.
Вторая причина - это нежелание банков мириться со снижением финансовой маржи по своим операциям. Мы готовы для сохранения рентабельности вникать в рынок своих клиентов, оценивать уровень менеджмента и оценивать промышленные и технологические риски.
Таким образом, идеологически банковская система настраивается на проектное финансирование, т.е. финансирование предприятий под обоснованный бизнес-проект.
Уже сейчас можно говорить о том, что данный рынок банковских услуг делится на три сегмента, отличающихся объемом инвестиций, механизмом инвестирования и другими существенными условиями.
Существует микрокредитование под бизнес-проект на сумму от одного до двух миллионов рублей сроком до одного года. Эта доля рынка занята Сбербанком, КМБ-банком и другими банками.
Крупные инвестиционные проекты, федерального уровня, связанные с принятием решений на уровне приоритетов развития страны, основными ресурсами здесь выступают государственные средства, в виде прямых вливаний со стороны бюджета, средств банков с гос.участием, средств государственных предприятий-монополистов, зарубежные инвестиции под гос.гарантии.
Промежуточное положение занимают проекты с объемом финансирования от 500 тысяч до 5 млн. долларов, сроком до 3-4- лет, ориентированные на развитие предприятий среднего уровня бизнеса, имеющих хорошие рыночные перспективы, или самостоятельные направления деятельности крупных предприятий, в рамках которых возможно оценить эффективность вложений.
Этот сегмент рынка и является наиболее привлекательным для региональных банков, роль которых в банковской системе России до сих пор не оценена, хотя события последних двух лет, явным образом указывают на фактор системности в устойчивости региональных банков, не смотря на недостающий уровень капитала и ликвидности по сравнению с крупными Московскими банками.
Представляется, что развитие проектного финансирования со стороны региональных коммерческих банков пойдет следующим образом. На первом этапе, который уже начался и продлится 1,5 –2 года, финансированием инвестиционных проектов будут заниматься отдельные наиболее подготовленные банки при полоном отсутствии в регионе инвестиционной инфраструктуры, опираясь на собственные аналитические отделы, ресурсные возможности и доскональное, годами проверенное знание своего клиента. Общий объем финансирования может составить десятки миллионов долларов.
Через 1,5-2 года появятся востребованные элементы инфраструктуры (рейтинговые и аналитические агентства, областная торгово-промышленная палата как механизм согласования наиболее перспективных направлений развития бизнеса и экспертизы инвестиционных проектов), проектное финансирование будут предлагать многие банки, возможно объединение ресурсов отдельных банков и страховых компаний для финансирования крупных проектов (синдикаты), общая сумма ежегодных инвестиций возрастет до 150-300 млн. долларов.
Третий этап наступит через 3-4- года при сохранении стабильности в экономике региона и после успешной реализации инвестиционных проектов, запущенных на 1 –2 –ом этапах. Успешное завершение этих проектов сыграет роль спускового крючка, доказав выгодность промышленных инвестиций и сняв сомнения в способности цивилизованного использования инвестиций российскими предприятиями, подтвердив достаточную квалификацию региональных банков при инвестировании в местную промышленность. В этих условиях отрасль на развитую инвестиционную инфраструктуру, широкомасштабные мероприятия промоушена и продвижения региональных проектов, возможен приход западных капиталов не через западные же фонды и компании, а через региональные банки, подтвердившие свою репутацию на данном рынке услуг. В этом случае банки могут взять на себя роли финансового агента, соинвестора, принять участие в отборе, анализе и сопровождении инвестиционных проектов. Ожидаемый объем инвестиций может составить сотни миллионов долларов.
Это направление деятельности не только банков, но и всего экономического и политического сообщества должно быть нацелено на становление, укрепление и расширение сегмента деятельности средних и мелких предприятий. Слабое развитие среднего, мелкого бизнеса, сферы промышленных услуг, инновационного бизнеса на основе разработок российских ученых, как это не парадоксально сдерживает развитие высокотехнологичных корпораций и окончательный переход к рыночной экономике.
Западные государства с развитой частной собственностью, во времена кризисов применяли формы государственного стимулирования сохранения и поддержания именно среднего и мелкого бизнеса, жизнедеятельность которого является основой потребительского внутреннего спроса и как следствие прочным фундаментом для всей экономики в целом.
В США, в годы великой депрессии до 2% бюджетов всех уровней направляли на финансирование малого инновационного предпринимательства, но на каждый доллар выделенный из бюджета, предприниматель вкладывал свой доллар взятый в виде банковского кредита.
Основой, делающим возможным такое развитие событий, послужили рост производства во многих промышленных отраслях, стабилизация экономики в целом, появление уверенности в сохранении тенденций развития экономики на ближайшие 2-3 года и, наконец, возникновение в России экономической ситуации, характерной для нормального экономического сообщества, когда рентабельность многих промышленных отраслей существенно превышает среднюю банковскую норму прибыли.
Такимобразом, на сегодня существуют две причины, с разных сторон подталкивающие коммерческие банки к инвестиционной деятельности:
Первая - появившаяся у предприятий острая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для увеличения объемов производства в условиях активного платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию путем обновления физически и морально изношенных основных фондов, а также расширения основного капитала (на сегодня, увеличение объема производства, пока не сопровождается адекватным ростом капитальных вложений, соответственно рост происходит за счет резервов, связанных с использованием незагруженных мощностей, с использованием накопленной амортизации за счет внутренних финансовых источников, прежде всего прибыли), а также для организации выпуска новых товаров и услуг, позволяющих предприятию закрепиться на своем рынке и увеличить свою долю на рынке. Кроме этого объективно снизилась и реальная ставка банковского процента.
Вторая причина - это нежелание банков мириться со снижением финансовой маржи по своим операциям. Мы готовы для сохранения рентабельности вникать в рынок своих клиентов, оценивать уровень менеджмента и оценивать промышленные и технологические риски.
Таким образом, идеологически банковская система настраивается на проектное финансирование, т.е. финансирование предприятий под обоснованный бизнес-проект.
Уже сейчас можно говорить о том, что данный рынок банковских услуг делится на три сегмента, отличающихся объемом инвестиций, механизмом инвестирования и другими существенными условиями.
Существует микрокредитование под бизнес-проект на сумму от одного до двух миллионов рублей сроком до одного года. Эта доля рынка занята Сбербанком, КМБ-банком и другими банками.
Крупные инвестиционные проекты, федерального уровня, связанные с принятием решений на уровне приоритетов развития страны, основными ресурсами здесь выступают государственные средства, в виде прямых вливаний со стороны бюджета, средств банков с гос.участием, средств государственных предприятий-монополистов, зарубежные инвестиции под гос.гарантии.
Промежуточное положение занимают проекты с объемом финансирования от 500 тысяч до 5 млн. долларов, сроком до 3-4- лет, ориентированные на развитие предприятий среднего уровня бизнеса, имеющих хорошие рыночные перспективы, или самостоятельные направления деятельности крупных предприятий, в рамках которых возможно оценить эффективность вложений.
Этот сегмент рынка и является наиболее привлекательным для региональных банков, роль которых в банковской системе России до сих пор не оценена, хотя события последних двух лет, явным образом указывают на фактор системности в устойчивости региональных банков, не смотря на недостающий уровень капитала и ликвидности по сравнению с крупными Московскими банками.
Представляется, что развитие проектного финансирования со стороны региональных коммерческих банков пойдет следующим образом. На первом этапе, который уже начался и продлится 1,5 –2 года, финансированием инвестиционных проектов будут заниматься отдельные наиболее подготовленные банки при полоном отсутствии в регионе инвестиционной инфраструктуры, опираясь на собственные аналитические отделы, ресурсные возможности и доскональное, годами проверенное знание своего клиента. Общий объем финансирования может составить десятки миллионов долларов.
Через 1,5-2 года появятся востребованные элементы инфраструктуры (рейтинговые и аналитические агентства, областная торгово-промышленная палата как механизм согласования наиболее перспективных направлений развития бизнеса и экспертизы инвестиционных проектов), проектное финансирование будут предлагать многие банки, возможно объединение ресурсов отдельных банков и страховых компаний для финансирования крупных проектов (синдикаты), общая сумма ежегодных инвестиций возрастет до 150-300 млн. долларов.
Третий этап наступит через 3-4- года при сохранении стабильности в экономике региона и после успешной реализации инвестиционных проектов, запущенных на 1 –2 –ом этапах. Успешное завершение этих проектов сыграет роль спускового крючка, доказав выгодность промышленных инвестиций и сняв сомнения в способности цивилизованного использования инвестиций российскими предприятиями, подтвердив достаточную квалификацию региональных банков при инвестировании в местную промышленность. В этих условиях отрасль на развитую инвестиционную инфраструктуру, широкомасштабные мероприятия промоушена и продвижения региональных проектов, возможен приход западных капиталов не через западные же фонды и компании, а через региональные банки, подтвердившие свою репутацию на данном рынке услуг. В этом случае банки могут взять на себя роли финансового агента, соинвестора, принять участие в отборе, анализе и сопровождении инвестиционных проектов. Ожидаемый объем инвестиций может составить сотни миллионов долларов.
Это направление деятельности не только банков, но и всего экономического и политического сообщества должно быть нацелено на становление, укрепление и расширение сегмента деятельности средних и мелких предприятий. Слабое развитие среднего, мелкого бизнеса, сферы промышленных услуг, инновационного бизнеса на основе разработок российских ученых, как это не парадоксально сдерживает развитие высокотехнологичных корпораций и окончательный переход к рыночной экономике.
Западные государства с развитой частной собственностью, во времена кризисов применяли формы государственного стимулирования сохранения и поддержания именно среднего и мелкого бизнеса, жизнедеятельность которого является основой потребительского внутреннего спроса и как следствие прочным фундаментом для всей экономики в целом.
В США, в годы великой депрессии до 2% бюджетов всех уровней направляли на финансирование малого инновационного предпринимательства, но на каждый доллар выделенный из бюджета, предприниматель вкладывал свой доллар взятый в виде банковского кредита.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Новая тенденция — проектное финансирование
- Заместитель председателя Уральского Банковского Союза Евгений Болотин: Конс ...
- Заместитель председателя Уральского Банковского Союза Евгений Болотин: Конс ...
- Для финансирования обновления основных фондов российских предприятий нужно ...
- В конце февраля в Уральской торгово-промышленной палате пройдет семинар «Пр ...