«Подробности» и Дмитрий Антоненков считают, что «Автогражданка» под вопросом»

18 декабря 2003 (09:36)

Страховые компании пребывают в полной растерянности от вчерашнего решения Октябрьского суда Екатеринбурга. Он признал незаконными удержание СК 23 процентов «нагрузки» при разрыве договора об ОСАГО. Однако, исполняя решение суда, страховщики рискуют потерять лицензию.

Речь идет о так называемой «нагрузке» (23 процента) от стоимости «автогражданки», которую страховщики удерживают при разрыве договора. При этом они ссылаются на рекомендации Российского союза автостраховщиков. Этот документ предусматривает следующую формулу, по которой, страховые агенты вычисляют сумму возврата: (Т (страховая премия) — 23%): 12 (месяцев)

Н (неиспользованное количество месяцев). То есть из общей суммы, потраченной на «автогражданку», вычитают 23%, остаток делят на 12 месяцев и умножают на сумму оставшихся до окончания договора месяцев. Результат возвращается клиенту.

При этом «нагрузка», оставшаяся в страховой компании, может составлять от 500 до 1500 рублей. Естественно, что такой расчет вызывает недовольство автовладельцев. Екатеринбуржец Владимир Селянин решил доказать в суде несправедливость удержания этих процентов. По его мнению, расчет должен производиться по следующей формуле: В (выплата) = Т:12

Н.

12 августа нынешнего года Владимир Ростиславович обзавелся отечественным «ВАЗ-21093». Сразу же оформил на него «автограгражданку» в страховой компании «Уралрос», распрощавшись с 2574 рублями.

Спустя 29 дней Селянин снял машину с учета и продал ее. При этом, согласно правилам ОСАГО, автоматически произошел разрыв договора между ним и страховой компанией.

«Уралрос» не без определенных проволочек предложил ему вернуть 1605 рублей 75 копеек. Мало того, что, рассчитывая сумму выдачи, страховой агент удержал деньги за два месяца, тогда как Селянин пользовался своим авто всего месяц, так вместо 23% ему в «нагрузку» вкрутили 25. Выплатить деньги по формуле Владимира Ростиславовича (в сумме 2359 рублей 50 копеек) страховщики отказались.

Обиженный автовладелец обратился с исковым заявлением в Октябрьский суд Екатеринбурга. Рассматривать беспрецедентное дело пришлось судье Тарасу Макарову. Тому самому, который в прошлом году удовлетворил претензии Владимира Селянина и своим решением убрал платную парковку «Авалон» у аэропорта Кольцове. Своим судебным представителем правдо-руб сделал перспективного юриста Олега Жгарева.

В суде юрисконсульт «Уралроса» Владимир Кагар-манов выстроил тактику защиты своей компании следующим образом. Все страховщики, занимающиеся «автогражданкой», обязательно должны входить в состав Российского союза автостраховщиков. РСА выработал свои внутренние правила для страховых компаний. Согласно этим инструкциям, СК и должны удерживать злополучные 23 процента, иначе их могут лишить лицензии. Кстати, из части этих средств РСА формирует фонд, из которого будут производиться выплаты застрахованным автовладельцам, пострадавшим от неустановленных лиц. Таким образом, ответчик («Уралрос») согласился выплатить истцу сумму, рассчитанную по установленной РСА формуле.

Владимир Селянин и Олег Жгарев противопоставили доводам Кагарманова Гражданский кодекс РФ. А именно третий пункт 958 статьи, которая гласит: «При досрочном прекращении договора страхования страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование». То есть ни о каком удержании процентов в Гражданском кодексе не сказано. А так как инструкцию РСА нельзя считать нормативным документом, то в этом вопросе

следует опираться именно на Гражданский кодекс. Таким образом, удержание «нагрузки» можно расценивать как незаконное, противоречащее законодательству.

Выслушав обе стороны, судья вчера объявил результативную часть своего решения. Он обязал «Уралрос» выплатить Селянину 500 рублей морального вреда (хотя истец оценил свои нравственные страдания в 2000 рублей), оплатить расходы на судебного представителя и, самое главное, удовлетворить требование Владимира Ростиславовича о возврате денежных средств за разрыв договора ОСАГО без удержания 23 процентов!

Мотивировочная часть судебного решения будет готова только к следующему вторнику. Но уже сейчас можно говорить о том, что Владимир Селянин создал судебный прецедент для автомобилистов всей страны. Сейчас при разрыве договора «автогражданки» каждый водитель может просветить страхового агента о решении Октябрьского суда. И в случае, если СК откажутся рассчитать сумму возврата без 23 процентов, автовладелец может смело обращаться с суд.

— Я сейчас не могу ответить, будем ли обжаловать решение суда, необходимо дождаться мотивировочной части, — заявил «Подробностям» юрисконсульт «Уралроса» Владимир Кагарманов. — А в общем нас, наверное,, решение, устраивает. Хотя я считаю, что свой иск Селянин должен был адресовать не нам, а РСА.

Сотрудников Российского союза автостраховщиков просьба корреспондента «Подробностей» прокомментировать решение Екатеринбургского суда повергла в полную растерянность. От высказываний в РСА воздержались, сославшись на незнание ситуации.

В полной растерянности оказались уральские страховые компании. Сейчас они оказались в положении меж двух огней. С одной стороны, страховщики не могут нарушать Гражданский кодекс, удерживая «нагрузку». А с другой, им нельзя не исполнять инструкции РСА, иначе они останутся без лицензии.

В любом случае СК необходимо дождаться мотивировочной части судебного решения, чтобы решить — стоит или нет удерживать «нагрузку». Хотя автомобилисты могут требовать себя рассчитать без 23 процентов уже сейчас.


Другие материалы по теме: