«Деловой квартал» и Антон Казарин рассказывают про «Пиво – темное»

19 января 2004 (07:41)

«Патра» вновь в центре внимания. Не успела еще «осесть пена» после осенних торгов госпакетом завода, как одно из московских бизнес-изданий сообщило сенсационную новость: инвестиционная группа «Атон» продает контрольный пакет «Патры». Основные герои публикации факт «предпродажной подготовки» отрицают. Однако многозначительно добавляют, мол, дыма без огня не бывает.

В статье, опубликованной; на прошлой неделе в среду, говорилось о том, что «инвестиционная группа «Атон» планирует в течение нескольких недель завершить переговоры о продаже контрольного пакета «Патры». Среди наиболее вероятных покупателей названа компания SUN Interbrew. При этом стоимость «Патры» оценивают в $50 млн, а продавец якобы называет сумму в $75 млн.

Основной акционер пивного альянса SUN Interbrew (бренды «Толстяк», «Сибирская корона», «Викинг»)– индийская группа Sun. Последняя уже владеет 23,8% акций завода через офшорную компанию Damsel Ventures. А также, как полагают некоторые эксперты, связана с другим офшором – Redkauf Invest Ltd, который в прошлом году приобрел у государства 25,5% акций «Патры»

Руководитель пресс-центра «Патры» Сергей Салыгин опроверг информацию о продаже контрольного пакета: Это обычная газетная утка. Руководство завода отрицает контакты с «Атоном», тем более договорные отношения по вопросу поиска покупателя на контрольный пакет.

В неофициальных беседах эксперты выдвигают два объяснения происходящему. Возможно, журналист перепутал контрольный пакет с блокирующим. Тогда продавец – не «Патра», а владелец 25,5-процентного пакета – Redkauf Invest Ltd. И речь идет об обычной спекулятивной сделке. Купив акции по максимально низкой цене – 116 млн руб. (при стартовой стоимости в 232 млн руб.), учредители офшора пытаются заработать на перепродаже.

Вероятно, «слив» о реализации контрольного пакета был организован специально, чтобы, пользуясь шумихой, поднять стоимость продаваемых акций. На «Патре» официально эту точку зрения не поддерживают. Хотя Сергей Салыгин и замечает, что до сих пор новый акционер никак себя не проявил: Они только через месяц после оформления покупки подали заявку, и мы едва успели в последний день внести изменения в реестр акционеров. Представители Redkauf Invest Ltd. так и не появлялись на заводе. Начинается новый финансовый год, идет планирование, бюджетирование, закладываются основные ориентиры развития. Если они в этом не участвуют, значит, они не намерены совместно развивать завод.

К сожалению, вице-президент компании SUN Игорь Гундобин отказался от комментариев по этому поводу, а представитель Sun Interbrew на Урале – адвокат Владимир Винницкий – был недоступен для контактов.

Правда, аналитик столичной инвестиционной компании «ФИНАМ» Екатерина Родина, придерживается диаметрально противоположной точки зрения. По ее мнению, наиболее вероятными владельцами офшора Redkauf Invest Ltd. являются менеджеры «Патры». Они и пытаются выгодно продать блокирующий пакет группе SUN: В связи с обострившейся конкуренцией происходит консолидация более мелких предприятий, поскольку большое значение теперь имеет экономия на масштабе производства.

Наконец, вероятен и другой вариант: контрольный пакет все же продается, но кто-то из инвесторов поторопился, и информация попала в печать раньше времени. В пользу этой версии говорит крайне невнятный комментарий вице-президента «Атона» по связям с общественностью Владислава Вершинина:

– Мы на стороне «Патры», и не рады всей этой истории. Еще рано говорить о какой-то конкретике. Да, мы являемся инвест-консультантами «Патры». Я могу подтвердить, что какие-то разговоры-переговоры велись. Но там (в статье – ред.) уже написаны какие-то конкретные суммы, указаны конкретные сроки – я этого не подтверждаю.

– То есть переговоров о продаже не было?

– Нет. Об этом еще рано говорить.

– Но на «Патре» вообще отрицают сам факт существования контактов с «Атоном»…

– …Возможно, они и правы.

Стоит отметить, что руководство уральских пивоваров уже давно заявляет о необходимости поиска стратегического инвестора-партнера на конкурентном пивном рынке. Заводом уже интересовались Heineken, «Балтика», «Красный Восток», «Очаково» и «Пивоварни Ивана Таранова». Проектная мощность «Патры» составляет около 12 млн дал, а в 2003 г. пивовары сумели увеличить объем производства на 4,7% по сравнению с 2002 г. – всего было розлито 78 млн л продукции. Однако каждый раз инвесторов интересовал только контрольный пакет предприятия.


Другие материалы по теме: