«Известия»: Президент сделал экономический выбор

4 апреля 2001 (13:27)

Накануне обращения президента с посланием Федеральному собранию просачивались слухи, что у Владимира Путина якобы заготовлено два варианта: один – сугубо либеральный, другой – направленный на усиление роли государства. Если это и правда, то президент явно предпочел первый вариант. Экономическая часть послания пронизана либеральным духом. Цельность либерального послания нарушает лишь подход к вопросу о земле: здесь явный сбой, явная уступка левым силам, и это заставляет задуматься о степени их влияния на президента. В остальном заметно воздействие либерально настроенного советника президента Андрея Илларионова, который не случайно назвал это обращение «в хорошем смысле амбициозным». В подходе к бюджету объявленная президентом новация почти слово в слово совпадает с тем, к чему не раз призывал советник: формировать федеральный бюджет из двух частей. «Первая должна обеспечивать исполнение имеющихся государственных обязательств», ее параметры изменять нельзя. Вторая часть должна строиться на источниках доходов, связанных с внешней экономической конъюнктурой (например, с мировыми ценами на нефть) – это некий фонд развития, стратегический резерв. Поправки допустимы только ко второй части бюджета. Такой подход позволит предотвратить проедание дополнительных доходов, убежден президент. Он предложил пересмотреть и саму процедуру принятия бюджета, которая превратилась в торг с участием правительства и Госдумы. Одним из центральных тезисов послания можно назвать признание угрозы «прогрессирующего экономического отставания» и опасности «длительной экономической стагнации». В очередной раз констатируется сырьевой, «рентный» характер нашей экономики. В очередной раз отмечено, что доходы от экспорта сырья либо проедаются, либо инвестируются в те же сырьевые отрасли. Однако президент идет дальше – он признает не только рентный характер экономики, но и такой же характер имущественных отношений в обществе: «Прибыль от перераспределения богатств оказывается больше той, что зарабатывается при их создании». Отсюда и «длительные баталии вокруг реформирования монополий», и нездоровый энтузиазм правительства с парламентом при дележе бюджетных доходов. Обретен консенсус, при котором «одни приспособились к получению финансовых доходов, а другие – политических дивидендов от сложившейся ситуации». Президент обрушился не только на «чиновничий аппарат», но на саму систему работы законодательной и исполнительной власти, тормозящую реформы. «Система защищает свои права на получение так называемой статусной ренты – говоря прямо, взяток и отступных» – так обобщается и завершается удар по «рентной» экономике. И как итог – тезис о необходимости административной реформы, «в первую очередь – правительства, министерств и ведомств, их территориальных органов». Становится окончательно ясно, что в борьбе с рентной напастью чистка намечена большая. В остальном экономические тезисы звучат предсказуемо: инвестиционный климат надо улучшать, собственность защищать, итоги приватизации не пересматривать, экономику разбюрократить, валютное регулирование либерализовать. Призывы к валютной свободе обретают «общечеловеческое» звучание: нашему гражданину надо разрешить все то же, что разрешено в других странах. Путь к столь простому и очевидному постулату лежал через десятилетия запретов и гонений. Президент призвал к справедливому налогообложению природных ресурсов и недвижимости, окончательной отмене оборотных налогов (в ближайшие 3 – 4 недели в Госдуму внесут соответствующие законопроекты). Впрочем, насчет общего снижения налоговой нагрузки не обмолвился. Примечательно еще одно положение: перераспределение полномочий между центром и регионами и «наведение порядка в межбюджетных отношениях». Можно предположить, что перераспределение налоговых поступлений, начатое в прошлом году, продолжится: федеральная власть постарается прочно вписать регионы в выстраиваемую «вертикаль», удерживая их под своим влиянием.


Другие материалы по теме: