«Вечерний Екатеринбург» и Дмитрий Косатых описывают «Город и бизнес: взаимная помощь»

22 января 2004 (08:49)

За последние годы между малыми предприятиями города и администрацией Екатеринбурга выстроились определенные деловые отношения, способствующие развитию малого бизнеса.

Порою кажется, что стать и быть предпринимателем легко. Стать — возможно, и легко, но вот быть им, да ещё и добиться успеха в своём бизнесе... Это не так-то просто. Ведь факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса, множество. Среди них — отсутствие четко сформулированной политики государства по отношению к малому бизнесу, нехватка у предпринимателей начального капитала и собственных оборотных средств, достаточно высокий уровень арендной платы и налогов, обеспеченность квалифицированными кадрами, а также высокая стоимость информационно-консультационной поддержки.

И весь груз этих проблем навалится на новоиспечённого предпринимателя сразу после того, как он получит свидетельство о государственной регистрации. И вот тут-то нести этот груз предпринимателю помогает администрация города. И на это есть два веских основания. Во-первых, законодательно центр тяжести по поддержке малого предпринимательства перенесён на муниципальный уровень. Во-вторых, развитие малого бизнеса влечет за собой создание новых рабочих мест и регулярное поступление налоговых средств в бюджеты всех уровней.

Кроме того, сами предприниматели с удовольствием идут на контакты с городской властью.

Примером этого является планомерное сотрудничество администрации города с Общественным советом представителей малого бизнеса Екатеринбурга, созданным предпринимателями в 2001 году.

—У нас самые тесные взаимоотношения с администрацией,— рассказывает корреспонденту «Вечёрки» начальник отдела по работе с малым бизнесом Уральской торгово-промышленной палаты, член Общественного совета представителей малого бизнеса Екатеринбурга Вячеслав Архангельский. — И работа эта сегодня переходит с уровня стихийного на уровень системно-плановый. К примеру -направление муниципального заказа. Малый бизнес более мобилен, чем крупный. Поэтому он более способен выполнить муниципальный заказ. А это и поставки медикаментов в больницы, и питание школьникам, и книги в библиотеки, и канцелярские изделия для самой администрации, и многое другое. Администрацией города проводятся конкурсы, в которых предприниматели «соревнуются» за право быть поставщиками для школ, больниц, детсадов и прочих социально значимых объектов. Или, скажем, возьмём Стратегический план Екатеринбурга, программы которого, собственно, и направлены на привлечение инвесторов. Для многих предпринимателей сегодня он представляет большой интерес.

В общем, взаимоотношения бизнеса и власти укрепляются. Системы взаимодействия развиваются и совершенствуются. И обеим сторонам это выгодно.

Комментарии

Исполняющий обязанности председателя комитета по товарному рынку администрации города Олег Фомин:

— Администрация города обеспечивает взаимодействие малого бизнеса со всеми своими структурными подразделениями. Решаются в первую очередь проблемные вопросы: обеспечения кадрами профессионального уровня, предоставления производственных площадей.

В развитии малого бизнеса важно следующее: не мешать стабильно работающим предприятиям — прежде всего это касается контролирующих организаций — и помочь тем, кто испытывает организационные и финансовые трудности. Властным структурам, финансовым институтам, представителям малого бизнеса надо совместно искать компромиссные варианты, ту схему, которая позволит сделать малое предпринимательство более результативным и мощным сектором экономики. А за то, что малые предприниматели — это большая сила, говорит такой факт: только за один год в Екатеринбурге было зарегистрировано 45133 договора на индивидуальную предпринимательскую деятельность. Как известно, малый бизнес формирует большой рынок потребительских товаров.

Начальник отдела производства потребительских товаров и малого предпринимательства Владимир Сулимин:

— Примером эффективного взаимодействия представителей малого бизнеса и администрации могут послужить следующие факты. За последние месяцы прошлого года с представителями предприятий обсуждены проблемы ресурсов, прошел обмен опытом руководителей малых предприятий непосредственно на промплощадках «Студия-Т», «Респект», «Карат-Е»; велась работа, связанная с землеотводом для 000 «Фабрика «Стулья», организацией и проведением договорной кампании для мебельного производства; проработан вопрос подписания проекта по реконструкции ЗАО «Арина». Решены другие вопросы перспективного и текущего характера.

Начальник отдела продовольственных товаров комитета по товарному рынку Татьяна Никонова:

— В городе много таких магазинов, которые по многим позициям уступают супермаркетам и торговым центрам. Однако они нужны, востребованы жителями города, особенно на окраинных территориях. Мы стараемся найти с ними общие точки взаимодействия и помочь. Возьмем, к примеру, установление льгот по арендной плате за пользование объектами муниципального жилого фонда. В городе с 1996 года действует Положение о порядке предоставления льгот арендаторам. За прошлый год от арендной платы были освобождены 9 предприятий торговли и общественного питания, а 50 организациям предоставлена льгота по арендной плате с применением понижающего коэффициента от 0,5 до 0,8. Подобные предложения городская комиссия по арендным отношениям рассмотрит и на 2004 год. Таково лишь одно из направлений практической помощи администрации нашим предпринимателям, работающим в малом бизнесе.

Наша справка

Согласно Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области, муниципальное образование «Город Екатеринбург» является лидером в развитии малого бизнеса в Уральском регионе.

По последним статистическим данным, малый бизнес Екатеринбурга обеспечивает занятость около 140 тысяч человек, или более 22% работающих в экономике города. Доля субъектов малого предпринимательства в экономике города в общем объеме производственной продукции, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составляет 15— 17%. Предполагается, что к 2015 году численность занятых в сфере малого предпринимательства Екатеринбурга увеличиться до 25—30% и составит 170—180 тысяч человек.

Кстати

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Екатеринбурга за 2003 год выложили прилегающие к ним территории бехатоновой плиткой на площади 117 тысяч квадратных метров.

По словам заведующей сектором комитета по организации бытового обслуживания населения города Любови Воробьевой, это колоссальный результат, потому что программа по укладке плитки на улицах города предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Екатеринбурга, рассчитанная до 2015 года, реализуется уже в первый год. В работах по достижению этого показателя, констатировала заведующая сектором, приняли участие 1 895 предприятий малого бизнеса. По итогам исполнения программы по укладке плитки администрация города вручила почетные грамоты лучшим представителям малого бизнеса. Кроме того, проектные показатели по выполнению этой программы в 2004 году в значительной степени превышают объем работ прошлого года.

Итоги конференции

Положения программы, разработанной в ноябре 2003 года Общественным советом представителей малого бизнеса Екатеринбурга и администрацией города, которые, возможно, в будущем будут иметь силу закона — после того, как будут рассмотрены городской Думой и утверждены ею:

— определение взаимоотношений субъектов малого предпринимательства с муниципальным образованием;

— инвестиционная поддержка малых предприятий (льготное кредитование, инвестиционный налоговый кредит, финансовый лизинг, гарантии под привлекаемые инвестиции, страхование финансовых рисков);

— льготное упрощенное налогообложение и предельно упрощенная система отчетности малых предприятий;

— правовая защита предпринимателей и работников, занятых на малых предприятиях;

— подготовка и переподготовка кадров для малых предприятий;

— информационно-консультационное обеспечение малых предприятий;

— обеспечение участия малых предприятий в производстве товаров и услуг для государственных нужд;

— совершенствование системы предоставления в аренду земельных участков, приватизации помещений;

— предоставление льгот по арендной плате, отсрочки платежей, компенсаций затрат на капитальный ремонт помещений.


Другие материалы по теме: