Рост цен на бензин

В начале 2004 года отмечено повышение цен на рынке нефтепродуктов.

С 7 января 2004 года практически все операторы топливного рынка Свердловской области повысили отпускные розничные цены на бензин на 30-40 копеек за литр. По прогнозам аналитиков, рост цен на рынке нефтепродуктов продолжится и автоматически повлечет за собой удорожание услуг грузоперевозчиков и стоимости проезда в пассажирском транспорте.

Динамика цен

Конъюнктура рынка нефти и нефтепродуктов на протяжении 2003 года была благоприятной для российских производителей: наблюдался рост цен. По оценкам газеты «Известия», в мае 2003 года мировая цена на нефть марки Urals составила в среднем 29,5 доллара США за баррель, что более чем на 50% выше уровня начала 2002 года. За год подорожали и нефтепродукты: средние мировые цены на бензин выросли на 48,6%, дизельное топливо – на 61,4%, мазут – на 35,7%.

Весной 2003 года мировые цены на нефтепродукты постепенно снижались, тем не менее, в России топливо продолжало дорожать – даже несмотря на то, что производители уменьшали стоимость сырья. Цены на бензин, дизельное топливо и мазут выросли соответственно на 12,6, 29,7 и 16,7%. Также был отмечен рост розничных цен.

В начале лета снижение ставок экспортных пошлин на нефть на 13,5 доллара за тонну и нефтепродукты на 12,2 доллара за тонну привело к резкому повышению цен на заводах-производителях и в оптовом сегменте рынка. Так, выросли внутренние цены на нефть и поднялась себестоимость переработки нефти на российских заводах.

В сентябре, согласно данным Госкомстата РФ, рост цен на нефть составил 13,5%, а вслед за нефтью произошло удорожание бензина разных марок. Увеличение темпов роста цен продолжилось до конца 2003 года. Аналитики связывали этот процесс с выгодной мировой конъюнктурой цен на нефтепродукты. По словам эксперта Русского топливного агентства Максима Назарова, основные нефтеперерабатывающие заводы Европейской части России больше половины своей продукции поставляют на зарубежные рынки, поэтому рост цен на мировом рынке приводит к увеличению внутреннего ценового уровня.

Тенденция роста цен на бензин была отмечена и в январе 2004 года. По данным Госкомстата РФ, в начале января 2004 года повышение средних цен на бензин было зарегистрировано в 10 центрах субъектов Российской Федерации.

В Свердловской области и Уральском Федеральном округе динамика цен на нефтепродукты находилась в рамках общероссийской тенденции. Наибольший рост цен был отмечен в разгар посевных работ весной 2003 года. В данный период он достигал 2,5-3,3% за неделю. При этом уровень цен на бензин в Свердловской области был ниже, чем в Тюменской и Челябинской областях.

В начале лета 2003 года оптовые цены в Свердловской области «подтянулись» к ценам на АЗС соседних областей. Рост составил около 30 копеек за литр (3%-3,5%). В июле 2003 года средние цены на АЗС Екатеринбурга составили: на бензин марки АИ-95 – 12,18-12,30 рубля за литр, марки АИ-92 – 11,25-11,30 рубля за литр, А-76/80 – 9,25-9,30 рубля за литр, на дизельное топливо (летнее) – 9,25-9,30 рубля за литр. Наблюдатели связывали эти изменения с сезонным ростом спроса на бензин и ГСМ. «В летний период растут объемы потребления автомобильных бензинов со стороны населения и торговых организаций. Кроме того, растущие тарифы на железнодорожные перевозки и электроэнергию не могут не сказаться на стоимости топлива, которое доставляется в область железнодорожным транспортом», – комментировал ситуацию начальник аналитического отдела ТПХ «ЕДИАР» Евгений Огибенин. При этом Евгений Огибенин отмечал, что более высокие цены на топливо в регионах, где нет нефтеперерабатывающих заводов, экономически закономерны в силу повышенных транспортных расходов.

С ноября рост цен на бензин в Свердловской области вновь стал замедляться, и операторы топливного рынка не прогнозировали дальнейшего увеличения в начале 2004 года, несмотря на то, что повышение цен на бензин произошло в Москве и Тюменской области.

По словам руководителя аналитического отдела ТПХ «ЕДИАР» Евгения Огибенина, роста цен на бензин на территории области в начале 2004 года не ожидалось по причине высокой конкуренции на топливном рынке. В ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» (дилер ОАО «Сибнефть») также отмечали, что причин для повышения цен на бензин нет, поэтому цены в 2004 году не изменятся.

Тем не менее, с 7 января 2004 года практически все операторы топливного рынка Свердловской области повысили отпускные розничные цены на бензин на 30-40 копеек за литр. Повышение коснулось только бензина марок АИ-95, АИ-92 и составило 3,25% (40 копеек за литр) и 2,65% (30 копеек за литр) соответственно, дизельное топливо – 1,05%.

Причины

По мнению ряда аналитиков, одной из основных причин январского роста цен является увеличение с 1 января 2004 года акцизов. Акцизный налог взимается с предприятий, имеющих «свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов». Например, в Челябинской области такое свидетельство имеет только компания «ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт». 40 процентов от суммы, вырученной от акцизов, поступает в федеральный бюджет, а 60 процентов – в областной.

Акциз составил для высокооктанового автомобильного бензина (марок АИ-95 и АИ-92) 3964,80 рубля за тонну (ранее он составлял 3600 рублей за тонну).

В Нефтяной инспекции ФГУ УГЭП по Свердловской области январское повышение цен связывают именно с увеличением акцизов. «В среднем акциз увеличился на 12%, и для того, чтобы выплатить его в конце месяца, предприятия подняли цены на бензин». При этом специалисты Нефтяной инспекции подчеркнули, что повышение цен никак не связано с нехваткой бензина в области. «Дефицита бензина в области не наблюдается, спада поставок нет, они стабильны на протяжении последних месяцев» – сообщили представители инспекции.

По информации аналитиков «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», кроме повышения акцизов, причиной роста цен стало увеличение эксплуатационных издержек на содержание автозаправочных станций, обусловленное повышением тарифов на электроэнергию и ставок арендной платы за землю, а также ростом индекса потребительских цен.

Кроме того, некоторые наблюдатели говорят о том, что рост розничных цен на бензин в начале 2004 года связан с повышением цен на сырье, произошедшим еще в 2003 году. Однако, по причине низкой эластичности розничных цен, удорожание сырья отразилось в ценах не сразу. Надо сказать, что в течение всего 2003 года рост розничных цен отставал от роста цен производителей топлива. По словам наблюдателей, такая разница в изменении оптовых и розничных цен является закономерной. Как отмечают в центре исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков (ЦИК ННР) «Кортес», «отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) – это официальные прейскурантные цены, устанавливаемые головными нефтяными компаниями или самими заводами при реализации нефтепродуктов на условиях франко-завод/франко-станция отправления. Реальные продажи нефтепродуктов, совершаемые как самими нефтяными компаниями, так и трейдерами на условиях франко-завод, могут производиться по ценам и выше, и ниже отпускных цен НПЗ. Поэтому динамика изменений отпускных и рыночных цен может не совпадать».

Евгений Огибенин добавляет: «Розничные цены обладают гораздо меньшей эластичностью, чем оптовые, и могут еще какое-то время остаться на прежнем уровне. Но, исходя из роста оптовых цен, можно ожидать повышения и розничных цен на бензин в будущем».

Директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин подчеркивает скорее социально-политические, чем экономические причины удорожания нефтепродуктов. Он связывает повышение цен с «политическими разговорами, перешедшими на федеральный уровень, об утверждении необходимости делить земельную ренту между нефтяниками, в этой связи нефтяной бизнес стал думать о том, как сохранить свои доходы». По его словам, нефтяники еще не научились сохранять доходы за счет оптимизации режима экономии, «но ищут решение своих проблем на поверхности».

Еще одна причина роста цен на нефтепродукты, по мнению Александра Татаркина, состоит в халатности со стороны структур Министерства по антимонопольной политике, которые не предпринимают попытки объяснить произошедшее повышение. «Я не могу понять позицию Министерства: либо они настолько далеки от экономических расчетов, либо повышение цен – это сговор Министерства и нефтяников», – говорит директор Института экономики УрО РАН.

Прогнозы

По оценкам экспертов, удорожание нефтепродуктов может повлечь за собой дальнейшее повышение цен в регионе. Прогнозируется рост цен на грузоперевозки и, возможно, как следствие, на товары, доставляемые автотранспортом. Также не исключена возможность увеличения стоимости проезда в пассажирском транспорте.

Как сообщили в компании «ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт», подорожание бензина и дизельного топлива в розничной торговле в Челябинской области, в свою очередь, приведет к повышению цен на товары, доставляемые автомобильным транспортом. Директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин склонен прогнозировать будущие повышения цен на нефть и нефтепродукты. Он уверен, что к весне бензин вырастет в цене еще на 5 – 10 %. Одновременно он утверждает, что, в связи с ростом цен на бензин, подорожают услуги грузоперевозчиков и проезд в пассажирском транспорте.

Прогнозы аналитиков «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» более оптимистичны: январские цены на бензин в Свердловской области не превышают средние цены на ГСМ в соседних регионах, утверждают они. Дальнейшего повышения цен в I квартале 2004 года они не прогнозируют.


Другие материалы по теме: