«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова считают, что «Скоро студенты будут учиться бесплатно»

28 января 2004 (09:31)

Но платить за услуги высшей школы им все-таки придется


- Если на момент распада Советского Союза в российских вузах обучалось чуть более пяти миллионов студентов, то сейчас высшее образование получают 6,5 миллиона молодых россиян. Эта статистика опровергает расхожее мнение, что высшее образование сегодня стало менее доступным, — говорит президент Российской академии образования Николай Никандров. — Другое дело, что сегодня 60—65 процентов студентов вынуждены платить за обучение. Процент платности высшего образования у нас сегодня выше, чем в других странах, исключая США.


По мнению главного ученого-педагога России, положение кардинально изменится буквально через несколько лет, когда из-за демографического «провала» число выпускников средних школ уменьшится чуть ли не вдвое. Если существующая система бюджетной поддержки высшего образования сохранится, в чем президент не сомневается, то практически каждый студент получит возможность обучаться бесплатно. (Кстати, у нас и сегодня бюджетная обеспеченность студенчества выше, чем принято в международной практике: около трехсот человек на 10 тысяч населения, тогда как норма — 270.)


— Но это не значит, что студентам не придется вкладываться в свое образование, — тут же оговорился Николай Дмитриевич.— Сегодня за обучение платят те, кто не может поступить на бюджетное отделение, и те, кто хочет учиться в более комфортных условиях. Завтра мы


будем учить бесплатно всех, выдержавших конкурс. Но за дополнительные образовательные услуги, конечно же, соискатели дипломов будут доплачивать. За счет этого и будут подпитываться бюджеты вузов.


Какие именно услуги будут отнесены к дополнительным, президент не уточнил. Но особо подчеркнул, что платное вузовское образование уже сегодня порождает большие социальные проблемы. С одной стороны, ущемляет права бедных слоев населения, с другой снижает интеллектуальный уровень российской элиты. Сегодня она формируется главным образом за счет богатых недорослей, «купивших» диплом престижного вуза. Николай Дмитриевич уверен, что единый государственный экзамен, о котором так много споров, — это один из способов уравнять шансы абитуриентов: как богатых и бедных, так городских и сельских. В России сегодня более четырех тысяч школ, где учатся менее десяти ребятишек. Соответственно, сокращается и число педагогов. Обеспечить качественное обучение в таких условиях невозможно.


В качестве аргумента «за» ЕГЭ президент привел исторический факт: еще в 1906 году тогдашний министр просвещения в царском правительстве ратовал за независимые комиссии, которые оценивали бы знания школяров. Вдобавок Н. Никандров сослался на собственный опыт поездок на Запад, где тестовая система себя оправдывает. Журналистов, которых пригласили на пресс-конференцию с президентом Российской академии образования, интересовало также его отношение к преподаванию в школах основ православия, другим педагогическим новациям, которые необычайно активно генерирует российское Министерство образования. Но столичный гость не забыл высказаться и по поводу, который привел его в столицу Урала.


А случилось вот что: Уральское отделение РАО справило новоселье, за три года превратив полуразрушенное здание детского сада в трехэтажный современный офис.


Значимость этого скромного в российских масштабах события подчеркнул один из ученых мужей: оказывается, за последние десять лет это единственный в России пример, когда педагогическая наука въезжает в новые стены.


Стены, надо сказать, необыкновенно уютные, располагающие к мечтам о светлом будущем российской школы. Если б хотя бы в каждую вторую школу такие лингафонные кабинеты и компьютерные классы, как здесь!


— А мы для того и существуем, чтобы развивать инновационные педагогические технологии, — утверждает хозяин этих великолепных апартаментов, председатель Уральского отделения РАО Геннадий Романцев. — Мы ведем исследования по 85 образовательным проектам, часть из них успешно реализована.


А самые успешные ученые в области педагогики нынче впервые удостоены звания «Лучший педагог Большого Урала». Уральское отделение РАО утвердило премии по 100 тысяч рублей в пяти номинациях. Одну решено не присуждать, а две из четырех достались екатеринбуржцам. Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Российского государственного профессионально-педагогического университета Леонид Долинер получил премию за комплекс учебных пособий из серии «Образовательные технологии третьего тысячелетия». Как назвал учебники сам автор — это пособия для самостоятельных, тех, кто хочет досконально овладеть компьютерными технологиями.


«Психология профессионализации педагога» — научная тема еще одного екатеринбургского лауреата, доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой Российского государственного профессионально-педагогического университета Натальи Глуханюк. В ходе исследования доктор пришла к выводу, что педагог профессионально состоится, если постоянно будет заниматься самообразованием и самосовершенствованием.


Представляя номинанта из Уфы, Г. Романцев выразился в том духе, что тема его исследований столь сложна, что даже он, доктор наук, половину не понял в ее названии. Но подчеркнул ее революционное значение для педагогики.


Впрочем, настоящий ученый найдет пищу для ума даже там, где обыватель видит лишь нечто примитивное. Например, чашку чая на столе. А вот ученые видят в чайной церемонии «важнейшее средство для воспитания толерантности между представителями разных культур». Для этого и открыли при лаборатории исследований проблем межэтнических коммуникаций «Клуб чайной культуры». Как выразился председатель УрО, в Москве десятки чайных, но никто из столичных исследователей не догадался, что это не просто себе чайные, а средоточие педагогических инноваций.


Интересно, догадаются ли когда-нибудь об этом сами участники чайных церемоний?


Другие материалы по теме: