«КоммерсантЪ-Урал» и Игорь Кулешов сообщают, что «Алексей Воробьев согласен на «дочку» от СвЖД»

10 февраля 2004 (08:54)

Вчера свердловское правительство одобрило создание ОАО «Свердловская пригородная компания», учредителями которой выступят Свердловская железная дорога (51%) и областное правительство (49%). При условии, что проект не будет обременительным для областного бюджета. Подробности в материале Игоря Кулешова.

Создание самостоятельных компаний по пригородным пассажирским перевозкам — один из основных пунктов второго этапа реформы МПС России, начавшейся в 1997 году. На этом этапе, который продлится до конца 2005 года, региональные отделения ОАО «Российские железные дороги» должны выделить в самостоятельные предприятия весь непрофильный и низкорентабельный бизнес. В том числе убыточные пригородные перевозки, которые руководство МПС предлагает передать под контроль субъектов федерации.

Впервые такой эксперимент был проведен в Новосибирской области. В 1998 году руководство Западно-Сибирской железной дороги передало пригородные перевозки предприятию ОАО «Экспресс-пригород», учредителями которой выступила сама ЗСЖД, обладминистрация и мэрия Новосибирска. Опыт показал, что убытки от пригородных перевозок сократились со 148 млн рублей в 1999 году до 14 млн руб. в 2002 году, т.е. в 10 раз. К настоящему времени подобные компании появились в Омске, Кузбассе и на Алтае.

Впрочем, есть и неудачные примеры. В частности, в Пермской области, руководство которой в прошлом отказалось от предложения Свердловской железной дороги создать областную пригородную компанию.

Вчера руководство СВЖД выступило с подобным предложением перед правительством Свердловской области. Железнодорожники предлагают создать на паритетных началах компанию ОАО «Свердловская пригородная компания» (СПГ) с уставным капиталом в 100 тыс. руб., которая займется пригородными перевозками. Контрольный пакет акций (51%) железнодорожники планируют оставить себе, так как именно на них будет лежать основная доля ответственности за работу новой компании. По замыслу авторов проекта, на первом этапе СПГ будет арендовать у железной дороги подвижной состав, вокзалы, платформы и земельные участки, необходимые для осуществления пригородных перевозок.

Заместитель начальника СВЖД по реформированию Петр Эсаулов попытался убедить областные власти, что это взаимовыгодный проект. «Это позволит резко снизить затраты на перевозки за счет резкого уменьшения «общедорожных» затрат: содержание вокзалов, платформ, железнодорожных путей и т.д.». По его словам, подобное оборудование на 90% используется поездами дальнего следования, поэтому затраты на его обслуживание не будут включаться в расходы новой компании. «Только на этом мы будем ежегодно экономить до 250 млн руб.», — подчеркнул замначальника СВЖД.

Но особенное внимание он обратил на то, что компания может заниматься предпринимательской деятельностью: оказанием рекламных услуг, розничной торговлей в поездах и организацией туристических маршрутов. По мнению господина Эсаулова, это позволит увеличить собственные доходы.

Члены областного правительства, внимательно выслушав доводы господина Эсаулова, в целом одобрили предложение СВЖД. По словам премьера Алексея Воробьева, области все равно придется осуществлять пригородные перевозки и компенсировать убытки железной дороге. «Поэтому будет лучше, если правительство сможет жестко контролировать затраты железнодорожников», — резюмировал господин Воробьев. Но при этом поставил условие — руководство СВЖД должно доказать, что создание новой компании не приведет к резкому увеличению нагрузки на областной бюджет.

Господин Эсаулов тут же пообещал учесть пожелания областных властей при разработке бизнес-плана. А в беседе с корреспондентом „Ъ” он отметил, что его подготовка займет около двух недель, после чего он будет передан на рассмотрение в свердловское правительство. По мнению господина Эсаулова, «Свердловская пригородная компания» будет создана уже в марте текущего года.


Другие материалы по теме: