Алкогольная промышленность: итоги года

В 2003 году в Свердловской области выпущено 2 миллиона 343,1 тысячи декалитров алкоголя, что на 9,9% выше показателей предыдущего года.

По данным областного министерства сельского хозяйства и продовольствия, в 2003 году в Свердловской области отмечено увеличение объемов выпуска алкогольной продукции по целому ряду направлений. Так, за прошедший год виноградных вин произведено в объеме 371 тысяча декалитров, что составляет более 160% к уровню 2002 года, слабоалкогольных напитков, в том числе газированных – 238,4 тысячи декалитров (рост объемов производства составил более 230%). Производство коньяка выросло в два раза и составило 6 тысяч декалитров. Практически на уровне прошлого года осталось производство водки: уральскими заводами её произведено 1 миллион 269,1 тысячи декалитров. Выпущено 431,1 тысячи декалитров спирта, что почти на 2% больше уровня прошлого года.

По данным Облкомстата, на протяжении 2003 года большинство производителей алкогольной продукции на территории Свердловской области наращивало объемы производства. Рост по различным направлениям, по сравнению с 2002 годом, составил от 110% до 220%. Единственным предприятием алкогольной отрасли, сократившим в прошлом году общие объемы производства продукции, стало ОАО «Тагилводка»: по данным Министерства сельского хозяйства, за 11 месяцев 2003 года предприятием было выпущено 449,6 тысячи декалитров продукции – на 27,8% меньше, чем в предыдущем году, но этот спад был полностью восполнен за счет роста производства на других предприятиях региона.

Екатеринбургский Виншампанкомбинат

В 2003 году Екатеринбургский Виншампанкомбинат являлся ведущим предприятием алкогольной промышленности Свердловской области по объему произведенной продукции: за год им было выпущено порядка 900 тысяч декалитров спиртных напитков, что составляет более трети от всего выпущенного в области алкоголя. Средние темпы прироста выпускаемой продукции превысили 110% к уровню прошлого года.

Устойчивый рост объемов производства наблюдался в большей части номенклатурных позиций, традиционно выпускаемых комбинатом. Так, рост производства коньяков составил 202% к уровню прошлого года, производство виноградных вин увеличилось до 110,7%, главного продукта комбината – шампанского – до 101%.

В прошлом году ЕВШК приступил к массовому выпуску ряда новых сортов алкогольной продукции, за счет которой, во многом, и был достигнут рост экономических показателей комбината. В частности, была запущена в производство новая серия сортовых сухих и полусладких вин марок Шардоне, Алиготе, Совиньон и Каберне в новой бутылке. Было освоено производство еще одного вида продукции – оригинального Российского шампанского «Екатерина». Сейчас шампанское «Екатерина» изготовляется в полусладком и полусухом вариантах.

Также в прошлом году был начат выпуск принципиально нового для Урала продукта – вермута «Сан-Донато», изготовленного в сотрудничестве с итальянскими виноделами на основе оригинального винного материала, импортируемого из Северной Италии. Этот вермут уже удостоился высших наград на Международной выставке-ярмарке «Вино-водка-табак – 2003 год», город Сочи, и московском Международном форуме «Индустрия напитков 2003».

В 2004 году ЕВШК планирует продолжить расширение ассортимента выпускаемой продукции. Так, ожидается, что в сегменте вин будет выпущена ещё одна элитная торговая марка – шампанское «Лаура Висконти», расширится спектр сортовых вин, в первую очередь, за счет выпуска напитков более высоко класса. Ожидается и появление новых коньяков производства Екатеринбургского Виншампанкомбината в новой таре различной емкости.

В течение 2003 года на ЕВШК наблюдалось некоторое снижение объемов производства водки и ликероводочной продукции: плановые мощности по данным видам продукции были освоены на 96,7% от плана, хотя в сравнении с 2002 годом темпы прироста составили 110,8%.

Некоторое снижение объемов производства на самом предприятии объясняют постепенным отказом от производства водок нижнего ценового сегмента и переводом части производственных мощностей ликероводочных производств на изготовление продукции более высокого качества и цены, в том числе, водки элитных сортов и класса «премиум». Одновременно комбинат укрепляет свои позиции и в среднем ценовом сегменте. Так, в этом году ЕВШК выпустил на рынок сразу два варианта водки «Петров Указ» – один, ориентированный на средний потребительский сегмент, на основе спирта «Экстра», второй, более дорогой, на основе спирта «Люкс». Подобная тактика была использована комбинатом для вывода на рынок многих новых водок класса «Люкс» и «Премиум», созданных на основе классических брендов.

Качество ликероводочной продукции производства ЕВШК подтверждается многочисленными наградами. В 2003 году призовые места на международных выставках и дегустациях получили сразу несколько элитных водок производства ЕВШК: золотыми и серебряными медалями были отмечены водки «Барная», «Максим», «Мягонькая», «Екатерина Премиум».

В планы комбината на этот год входит постепенное увеличение своего присутствия на рынке алкогольной продукции премиум-класса. Для этого предполагается выпустить на рынок ряд новых водок высших ценовых категорий, в том числе, марки «Екатерина Премиум», «Барная», «Французская
1 класса», «Екатеринбург-Люкс».

Общий объем производства алкогольных напитков в 2004 году комбинат планирует увеличить на 116%.

Екатеринбургский Ликероводочный завод

В 2003 году Екатеринбургский Ликероводочный завод остался лидером отрасли по темпам роста объемов производства. В этом году он выпустил более 160 тысяч декалитров продукции, что составляет 198% к уровню прошлого года. Специалисты завода полагают, что данная тенденция сохранится и в 2004 году.

Быстрый темп роста объемов производства алкогольной продукции стал возможен благодаря введению в эксплуатацию новых производственных мощностей, модернизации ряда производств, а также, занятию новых ниш на рынке алкогольной продукции, прежде всего, это касается быстро растущего в последние годы среднего ценового сегмента в классе водок. С этой политикой связан постепенный переход большей части водочных производств на спирт категории «Люкс» и полный отказ от применения «спирта высшей отчистки», считающегося наименее качественным среди пищевых спиртов.

На освоение среднего ценового сегмента нацелена большая часть брендов, производимых Екатеринбургским Ликероводочным заводом. Для расширения ассортимента наименований водок, выпускаемых в этом ценовом классе, ЕЛВЗ заключил ряд договоров с правообладателями известных федеральных брендов. По лицензионному договору с московским заводом «Кристалл» выпускаются водки «Посольская» и «Пшеничная». Владелец этих торговых марок наладил на Екатеринбургском ликероводочном заводе собственную систему контроля качества выпускаемого продукта и его соответствия оригинальной рецептуре, химическому составу и вкусовым качествам ставших классическими водочных марок.

На закрепление на том же сегменте рынка рассчитана и новая водка «Вольная», массовое производство которой начато заводом в прошлом году. Эта достаточно молодая марка уже успела завоевать несколько престижных наград на всероссийских конкурсах, в том числе, золотую медаль третьего московского Международного форума «Индустрия напитков 2003» и серебряную медаль Международной выставки-ярмарки «Вино-водка-табак – 2003 год».

Второй рыночной нишей, за счет которой Екатеринбургский ликероводочный завод увеличил выпуск своей продукции, стал сегмент традиционных уральских наливок и настоек, потребление которых в последние годы значительно увеличилось. Помимо увеличения объемов выпуска классических уральских брендов, пользующихся устойчивым спросом (настойки «Зверобой», «Перцовая»), в прошлом году ЕЛВЗ приступил к массовому производству нового нетрадиционного продукта – горькой настойки «Джин аптекарь Джекоб Грив», уже отмеченной золотой медалью третьего московского Международного форума «Индустрия напитков 2003» и серебряной медалью Международной выставки-ярмарки «Вино-водка-табак – 2003 год», город Сочи.

В планы завода на 2004 год входит дальнейшее увеличение объемов производства и ассортимента выпускаемых настоек и наливок: планируется освоить такие популярные марки среднего ценового сегмента, как «Рябина на коньяке», «Боровинка», «Уральский десертный».

Расширение географии

Одной из основных тенденций развития рынка в 2003 году стало расширение географии распространения продукции, произведенной на алкогольных предприятиях Урала. Примером освоения рынков за пределами Свердловской области может служить Торговый Дом Екатеринбургского Виншампанкомбината, являющийся поставщиком продукции ЕВШК, ЕЛВЗ и производственного объединения Туласпирт.

«Благодаря налаженной сети сбыта, сейчас продукция этих трех заводов поставляется в 14 субъектов Российской Федерации. Это весь Уральский федеральный округ: Свердловская, Челябинская, Курганская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская область. За пределами Урала поставками охвачены Сибирь (Читинская, Томская и Омская области), Поволжье (республики Башкортостан и Удмуртия) и Центральная Россия (Тульская область и Подмосковье)», – говорят представители ТД «ЕВШК».

Стабильную деятельность ОАО «ЕВШК» и ООО «ЕЛВЗ» на такой значительной территории обеспечивает сеть собственных филиалов ТД «ЕВШК» и установление прочных партнерских отношений с крупными оптовыми организациями, работающими на рынке.

В результате взаимодействия между производителями алкогольной продукции и дистрибьютором, представляющим их интересы в различных регионах, на заводах планируется начать производство продукции, ориентированной на определенные регионы за пределами Свердловской области. В частности, для рынка Москвы и Подмосковья, а также регионов Тюменской области с относительно более высоким платежеспособным спросом, планируется выпуск ряда продукции премиум-сегмента: водок «Екатерина Премиум», водок «Барная» и «Домашний бар», серии эксклюзивного шампанского «Лаура Висконти». Для территорий с достаточно низкими ценовыми предпочтениями (Курганская, Пермская область) разработаны марки нижнего ценового сегмента (водка «4.20», водка «Французская» 14-го класса), а также произведен редизайн ряда популярных позиций достаточно дешевой водки.


Другие материалы по теме: