Спорт: возможность получения прибыли

На территории Свердловской области спорт может стать источником получения прибыли

В последнее время в России прослеживается устойчивая тенденция к увеличению объема финансирования физической культуры и спорта. Так, председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов отметил, что Госкомспорт РФ «постоянно добивается увеличения бюджетного финансирования физкультуры и спорта в стране». В 2004 году на развитие спорта в России из бюджета страны будет выделено 5,7 миллиарда рублей, что на 37,5 % больше, чем в 2003 году.

В Свердловской области также наблюдается повышение интереса к спорту как со стороны областных и муниципальных властей, так и со стороны населения и представителей бизнеса.

«В 2003 году областной бюджет выделил на развитие спорта 217 миллионов рублей. Муниципальный бюджет города Екатеринбурга выделил в прошлом году 248,3 миллиона рублей, что на 22 миллиона рублей больше, чем в 2002 году. Фонд поддержки муниципальных образований увеличил финансирование спорта на 43,7% или на 44,5 миллиона рублей», – сообщила пресс-секретарь министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области Светлана Бабикова. По словам Светланы Бабиковой, с 1997 года «спонсирование спорта в Свердловской области увеличилось почти в 5 раз и продолжает расти, постепенно возрождается сеть спортивных организаций, которая существовала в советские времена, появляются спортивные клубы на предприятиях и в муниципальных учреждениях».

На территории Свердловской области функционируют 94 стадиона, 1635 спортивных залов, 142 плавательных бассейна, 153 лыжных базы, 249 стрелковых тиров. По сравнению с 2000 годом количество спортивных залов увеличилось на 54 единицы. В то же время сократилось количество стрелковых тиров на 17 единиц, спортивных лыжных баз – на 13.

«Число занимающихся физической культурой и спортом по сравнению с 2001 годом возросло на 23493 человека и составило 438901 человек или 9,7 % населения Свердловской области, что выше общероссийского показателя на 0,8 %. В 140 детско-юношеских спортивных школах занимается более 82 тысяч детей и работает около 1500 тренеров-преподавателей», – заявил областной министр спорта, физичес кой культуры и туризма Владимир Вагенлейтер, подводя итоги развития физической культуры и спорта на территории Свердловской области весной 2003 года.

Как отметил областной министр спорта, физической культуры и туризма, ежегодно на Среднем Урале проводится свыше семи тысяч соревнований, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий различного уровня. Вновь популярным становится спартакиадное движение. Возрождены подобные состязания учреждений среднего профессионального образования и производственных коллективов.

В тоже время, по словам Владимира Вагенлейтера, в сфере физической культуры и спорта остается ряд нерешенных проблем. «Несмотря на ежегодное увеличение объема выделяемых средств из консолидированного бюджета области, доля средств, выделенных на развитие физической культуры и спорта в 2003 году, составила всего 0,66 процента. Планово-расчетные расходы местных бюджетов на мероприятия по физической культуре и спорту и экономическую поддержку спортивных сооружений были определены в сумме 22 рубля на одного жителя области. «Этих средств недостаточно для проведения ремонта спортивных сооружений, приобретения спортивного оборудования, инвентаря и снаряжения (особенно в сельской местности), оплаты командировочных расходов спортсменам, участвующим в областных соревнованиях, – отметил Владимир Вагенлейтер, – Свердловская область по спортивным достижениям занимает одно из ведущих мест среди субъектов Российской Федерации, однако для спортсменов высокого класса остаются нерешенными проблемы социально-бытового и материально-технического характера. На низком уровне остается оплата труда тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ. Не в полной мере используются возможности средств массовой информации по пропаганде физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни».

Также министр отметил, что в ряде муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, нормативы финансирования учреждений физической культуры и спорта устанавливаются ниже планово-расчетных показателей, применяемых при расчете бюджетов муниципальных образований по разделу «Физическая культура и спорт», программы по развитию массовой физической культуры и спорта финансируются не в полном объеме.

Спонсоры

Частично проблему финансирования развития спорта на Урале решает спонсорская поддержка крупных предприятий. По данным министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, с 1997 года размер спонсорской помощи спортивным организациям области увеличился в 5 раз. На Урале крупные организации оказывают поддержку клубам, финансируют спортивные объекты.

Например, Трубная металлургическая компания в течение нескольких лет поддерживает спортивный клуб «ВИЗ-СИНАРА» по мини-футболу. «Мы осуществляем постоянное финансирование клуба, следим за его развитием. Выход команды клуба в высшую лигу был бы невозможен без хорошего финансирования. Команда может покупать западных игроков, вкладывать средства в то, что считает первоочередным. Кроме того, мини-футбольная школа при клубе стала школой олимпийского резерва», – отмечают в пресс-службе ТМК.

ООО «УГМК-Холдинг» также выделяет определенные средства на поддержку некоторых объектов. Спортивная база холдинга включает десять стадионов, восемь Дворцов спорта с плавательными бассейнами, а также ряд спортивных сооружений, таких как горнолыжный курорт ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий», мотоспортивная база ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», детская конноспортивная школа, клуб борьбы самбо и дзюдо и яхт-клуб ОАО «Уралэлектромедь» в Верхней Пышме.

Однако представители ООО «УГМК-Холдинг» говорят, что в российских условиях содержание профессионального клуба по определению не может быть прибыльным бизнесом. «Пока, к сожалению, у нас нет таких возможностей, как у западных клубов, которые приносят своим владельцам доход за счет продажи телевизионных прав, рекламных контрактов, продажи билетов и клубной атрибутики. По-настоящему делать из спорта бизнес научились пока только в США. В нашем случае дивиденды совсем иного рода. В первую очередь – это моральный аспект. Сегодня баскетбольная команда «УГМК» – неотъемлемая часть многотысячного коллектива наших работников. С точки зрения укрепления корпоративного духа, повышения эмоционального настроя, стремления к здоровому образу жизни, сложно придумать более эффективное средство. Во-вторых, содержание профессиональной команды для УГМК – элемент престижа, инструмент продвижения корпоративного бренда и имиджа, всего того, что входит в понятие нематериальных активов и деловой репутации. Поэтому мы очень серьезно работаем, в том числе и над спортивным менеджментом», – говорят в пресс-службе холдинга.

Бизнес

Несмотря на то, что содержание крупных спортивных объектов, как правило, не рассматривается спонсорами в качестве дополнительного источника дохода, практика показывает, что вложения в спорт могут не просто окупаться, но приносить прибыль.

В последнее время в Свердловской области развивается бизнес, связанный с отдыхом на горнолыжных курортах.

Представители крупных горнолыжных центров утверждают, что это довольно выгодное занятие, поскольку в настоящее время горные лыжи пользуются спросом. Директор горнолыжного центра «Ежовая» Сергей Набоких утверждает: «Отдых в горнолыжных центрах пользуется огромной популярностью у уральцев: поток людей, желающих покататься на горных лы жах по сравнению с прошлым годом и даже с прошлыми месяцами, резко вырос».

«Несмотря на то, что в будние дни поток людей сравнительно небольшой, в выходные дни число посетителей настолько велико, что не хватает подъемников и приходится включать дополнительный. Например, первого февраля 2004 года число посетителей комплекса составило более 2500 человек. В будние дни число отдыхающих составляет порядка 250 - 400 человек», – отметил Сергей Набоких.

Заместитель директора горнолыжного центра «Волчиха» Елена Кудрявцева отмечает, что число посетителей комплекса по сравнению с прошлым годом увеличилось почти в 20 раз. Так, в будние дни количество посетителей составляет около 300 человек, а в выходные дни – 1500-1700 человек. Елена Кудрявцева объясняет такой рост вложениями в развитие горнолыжного центра, в частности, установкой нового оборудования.

Как рассказывает Елена Кудрявцева, спонсоров «Волчиха» не имеет и развивается за счет собственной прибыли, но зато спонсирует других. Например, центр предоставляет беговые трассы уральской горнолыжной школе, а в настоящее время разрабатывается проект по возрождению детско-юношеской горнолыжной школы.

Реклама

Представители горнолыжных центров отмечают высокую эффективность рекламы, размещенной в спортивных комплексах. По их мнению, это может стать одним из источников дохода в «спортивном» бизнесе.

«Реклама, размещенная на территории горнолыжного комплекса, даже эффективнее, чем в городе, так как человек целый день находится рядом с ней, – говорит директор горнолыжного центра «Ежовая» Сергей Набоких, – Напрямую рекламой комплекс не занимается. Руководство «Ежовой» просто продало некоторое пространство торговому дому «Спорт» и уже они занимаются размещением рекламы на этой территории».

Заместитель директора горнолыжного центра «Волчиха» Елена Кудрявцева отмечает, что в горнолыжном центре постоянно проводятся промо-акции спортивных магазинов города. А в начале февраля на «Волчихе» один из екатеринбургских автомобильных салонов проведет тест-драйв. «Такая реклама весьма эффективна, так как посетители центра невольно становятся участниками акций, а такие мероприятия им очень нравятся», – считает Елена Кудрявцева.

В рекламной компании «Пилларс Плюс» считают, что реклама в горнолыжных центрах весьма эффективна, так как, во-первых, на курортах большой наплыв отдыхающих, особенно сейчас, когда горнолыжный спорт так популярен в Свердловской области. Во-вторых, когда человек видит, что ему предоставляют еще какие-то услуги или продукцию, у него появляется потребность и желание приобрести товар, считают в рекламной компании.

Кроме того, по мнению специалистов рекламных агентств, преимущества размещения рекламы на территории горнолыжных центров связаны с тем, что основная доля отдыхающих – это обеспеченные люди. «Аудитория, которая посещает «Ежовую» – это люди среднего класса, бизнесмены, имеющие средства, чтобы отдохнуть, – говорит директор горнолыжного центра «Ежовая» Сергей Набоких, – ведь услуги, которые мы предоставляем, может оплатить далеко не каждый человек».

Вывод

Таким образом, финансирование развития спорта в Свердловской области осуществляется не только государством, областным и местным бюджетом, но и частными инвесторами. Одной из причин этого является рост популярности некоторых видов спорта и, как следствие, появление возможности получения дохода от содержания и эксплуатации спортивных сооружений.


Другие материалы по теме: