«Областная газета» и Юрий Ильин утверждают, что «Профсоюзы против бедности»
17 февраля 2004 (09:31)
Результаты 2003 года говорят о динамичном экономическом развитии области и повышении жизненного уровня населения. В то же время тема борьбы с бедностью продолжает оставаться актуальной.
Ситуацию в России очень емко и коротко охарактеризовал Президент Российской Федерации Владимир Путин, назвав Россию богатой страной бедных людей.
В четвертом квартале прошлого года почти 15 процентов жителей Свердловской области имели среднедушевой доход ниже прожиточного минимума — это откровенная бедность. Еще 32 процента — от одного до двух прожиточных минимумов. Они являются малообеспеченными. Таким образом, существование почти половины свердловчан вряд ли можно назвать достойным.
Поэтому задача повышения зарплаты основной массы работников должна быть одной из приоритетных.
Прежде всего, следует идти путем разработки и заключения коллективных договоров и соглашений. Целенаправленная совместная работа объединений профсоюзов и работодателей при активной поддержке правительства, губернатора позволила значительно увеличить число коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений.
В то же время качество этих документов улучшается очень медленно. С двухтысячного года в областном трехстороннем соглашении появилась запись об обязательствах работодателей «в организациях внебюджетной сферы работникам, отрабатывающим полностью установленную норму рабочего времени и выполнившим свои трудовые обязанности, «выплачивать заработную плату не ниже прожиточного минимума»!, Но ежегодный анализ коллективных договоров показывает, что более половины работодателей отказываются включить в них этот пункт. Еще хуже обстоят дела с тарифной ставкой рабочего первого разряда, которая в соответствии с соглашением должна в 2004 году достигнуть 75 процентов прожиточного минимума.
Одним из аргументов в этом споре является ссылка на рост зарплаты по сравнению с предыдущим периодом, чаще всего с предыдущим годом или с 1999 годом, реже с 1997 годом, так как это не очень выгодно. Мы считаем, что базовым годом для анализа покупательной способности заработной платы должен быть 1990 год. Тогда становится ясно, что в среднем по области она составляет около 7 процентов, в металлургии — 90, в остальных отраслях — от 40 до 70.
Мы за справедливую зарплату, то есть за заработанную. Более того, профсоюзы настаивали на закреплении в законодательном порядке права работника на участие в управлении предприятием, а профсоюзов — в формировании социальной и экономической политики. Федерация профсоюзов на основании действующих соглашений, решений государственных и профсоюзных органов разработала минимальные стандарты для организаций внебюджетной сферы, которые должны быть обязательно включены в проекты коллективных договоров и рассмотрены на заседаниях согласительных комиссий на предприятиях. Второй год мы ведем эту работу. Но процесс идет медленно из-за сопротивления работодателей и стремления некоторых из них исключить профсоюзы из процесса регулирования социально-трудовых отношений, заменив нас какими-то суррогатными представителями или уполномоченными трудовых коллективов, как правило, являющимися ставленниками работодателя. Яркий тому пример — акционерное общество «Уралэлектро-тяжмаш», где основной собственник и генеральный директор господин Степанов, игнорируя профсоюзный комитет, заключил коллективный договор с представителями работников, в качестве которых выступили директора структурных подразделений, якобы избранные работниками. Кажущаяся благодать таких решений может обернуться бедой как для работающих, что уже происходит на Уралэлектротяжмаше, где начались задержки с зарплатой, так и для работодателя, когда все это выльется в стихийный протест.
Существенным фактором, влияющим на эффективность коллективных договоров и соглашений, является своевременность их принятия: принимать коллективный договор на текущий год позже первого квартала бессмысленно — так как все ресурсы уже распределены, договариваться не о чем, остается только подписаться под тем, что выделил работодатель. В связи с этим профсоюзами разработана система «Единая переговорная кампания», определяющая срок переговоров на уровне предприятий не позднее ноября, а заключение коллективных договоров не позднее января.
Правительство области поддержало наше предложение и в начале декабря приняло постановление «О единой переговорной кампании в Свердловской области в рамках социального партнерства». Мы надеемся, что совместная работа по его реализации позволит резко улучшить качество коллективных договоров, повысить уровень оплаты труда и социальных гарантий.
Благодаря совместным усилиям правительства, объединений работодателей и профсоюзов удалось за год снизить задолженность на 218 миллионов, или 21 процент, но итоги января свели на нет большую часть этого достижения — долг вырос на 125 миллионов рублей. Основной рост произошел в машиностроении — на 63 миллиона, на 10 миллионов — в здравоохранении, на 20 миллионов выросли долги федерального бюджета. Со 130 до 150 тысяч увеличилось число работников, оставшихся без зарплаты.
Это говорит о том, что задача погашения задолженности остается актуальной и в этом году. Бесплатный, а значит, принудительный труд в Свердловской области должен быть ликвидирован. Как известно, изменения, внесенные в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», позволяют самодостаточным регионам вводить собственный минимальный размер оплаты труда более высокий, чем федеральный.
По инициативе профсоюзов прошли переговоры с правительством и работодателями, на которых согласовано дополнение к областному трехстороннему соглашению на 2003—2004 годы, предусматривающее формирование налоговой базы для введения региональной минималки за счет опережающего по сравнению с инфляцией повышения зарплаты во внебюджетных отраслях. Расчет суммы повышения минимального размера оплаты труда, разработку и принятие закона «О минимальном размере оплаты труда в Свердловской области».
Пусть реализация дополнительного соглашения станет первым шагом к тому, чтобы в Свердловской области не было работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума.
Ситуацию в России очень емко и коротко охарактеризовал Президент Российской Федерации Владимир Путин, назвав Россию богатой страной бедных людей.
В четвертом квартале прошлого года почти 15 процентов жителей Свердловской области имели среднедушевой доход ниже прожиточного минимума — это откровенная бедность. Еще 32 процента — от одного до двух прожиточных минимумов. Они являются малообеспеченными. Таким образом, существование почти половины свердловчан вряд ли можно назвать достойным.
Поэтому задача повышения зарплаты основной массы работников должна быть одной из приоритетных.
Прежде всего, следует идти путем разработки и заключения коллективных договоров и соглашений. Целенаправленная совместная работа объединений профсоюзов и работодателей при активной поддержке правительства, губернатора позволила значительно увеличить число коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений.
В то же время качество этих документов улучшается очень медленно. С двухтысячного года в областном трехстороннем соглашении появилась запись об обязательствах работодателей «в организациях внебюджетной сферы работникам, отрабатывающим полностью установленную норму рабочего времени и выполнившим свои трудовые обязанности, «выплачивать заработную плату не ниже прожиточного минимума»!, Но ежегодный анализ коллективных договоров показывает, что более половины работодателей отказываются включить в них этот пункт. Еще хуже обстоят дела с тарифной ставкой рабочего первого разряда, которая в соответствии с соглашением должна в 2004 году достигнуть 75 процентов прожиточного минимума.
Одним из аргументов в этом споре является ссылка на рост зарплаты по сравнению с предыдущим периодом, чаще всего с предыдущим годом или с 1999 годом, реже с 1997 годом, так как это не очень выгодно. Мы считаем, что базовым годом для анализа покупательной способности заработной платы должен быть 1990 год. Тогда становится ясно, что в среднем по области она составляет около 7 процентов, в металлургии — 90, в остальных отраслях — от 40 до 70.
Мы за справедливую зарплату, то есть за заработанную. Более того, профсоюзы настаивали на закреплении в законодательном порядке права работника на участие в управлении предприятием, а профсоюзов — в формировании социальной и экономической политики. Федерация профсоюзов на основании действующих соглашений, решений государственных и профсоюзных органов разработала минимальные стандарты для организаций внебюджетной сферы, которые должны быть обязательно включены в проекты коллективных договоров и рассмотрены на заседаниях согласительных комиссий на предприятиях. Второй год мы ведем эту работу. Но процесс идет медленно из-за сопротивления работодателей и стремления некоторых из них исключить профсоюзы из процесса регулирования социально-трудовых отношений, заменив нас какими-то суррогатными представителями или уполномоченными трудовых коллективов, как правило, являющимися ставленниками работодателя. Яркий тому пример — акционерное общество «Уралэлектро-тяжмаш», где основной собственник и генеральный директор господин Степанов, игнорируя профсоюзный комитет, заключил коллективный договор с представителями работников, в качестве которых выступили директора структурных подразделений, якобы избранные работниками. Кажущаяся благодать таких решений может обернуться бедой как для работающих, что уже происходит на Уралэлектротяжмаше, где начались задержки с зарплатой, так и для работодателя, когда все это выльется в стихийный протест.
Существенным фактором, влияющим на эффективность коллективных договоров и соглашений, является своевременность их принятия: принимать коллективный договор на текущий год позже первого квартала бессмысленно — так как все ресурсы уже распределены, договариваться не о чем, остается только подписаться под тем, что выделил работодатель. В связи с этим профсоюзами разработана система «Единая переговорная кампания», определяющая срок переговоров на уровне предприятий не позднее ноября, а заключение коллективных договоров не позднее января.
Правительство области поддержало наше предложение и в начале декабря приняло постановление «О единой переговорной кампании в Свердловской области в рамках социального партнерства». Мы надеемся, что совместная работа по его реализации позволит резко улучшить качество коллективных договоров, повысить уровень оплаты труда и социальных гарантий.
Благодаря совместным усилиям правительства, объединений работодателей и профсоюзов удалось за год снизить задолженность на 218 миллионов, или 21 процент, но итоги января свели на нет большую часть этого достижения — долг вырос на 125 миллионов рублей. Основной рост произошел в машиностроении — на 63 миллиона, на 10 миллионов — в здравоохранении, на 20 миллионов выросли долги федерального бюджета. Со 130 до 150 тысяч увеличилось число работников, оставшихся без зарплаты.
Это говорит о том, что задача погашения задолженности остается актуальной и в этом году. Бесплатный, а значит, принудительный труд в Свердловской области должен быть ликвидирован. Как известно, изменения, внесенные в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», позволяют самодостаточным регионам вводить собственный минимальный размер оплаты труда более высокий, чем федеральный.
По инициативе профсоюзов прошли переговоры с правительством и работодателями, на которых согласовано дополнение к областному трехстороннему соглашению на 2003—2004 годы, предусматривающее формирование налоговой базы для введения региональной минималки за счет опережающего по сравнению с инфляцией повышения зарплаты во внебюджетных отраслях. Расчет суммы повышения минимального размера оплаты труда, разработку и принятие закона «О минимальном размере оплаты труда в Свердловской области».
Пусть реализация дополнительного соглашения станет первым шагом к тому, чтобы в Свердловской области не было работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Областная газета» и Юрий Ильин утверждают, что «Профсоюзы против бедности»
- Председатель Федерации профсоюзов по Свердловской области Юрий Ильин: В IV ...
- Председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Юрий Ильин: ФПСО нас ...
- Председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Юрий Ильин: Задача п ...
- В обкоме профсоюза работников ЖКХ, бытовых и промышленных предприятий Сверд ...