Новости для бизнеса

6 апреля 2001 (13:43)

В эпоху тотального господства информационных технологий любые новости о происходящих в мире, стране, регионе экономических и политических событиях решают основную задачу бизнеса.

Культура потребления информации, сформировавшаяся в странах Запада, постепенно приживается и в России. Об этом свидетельствуют как развитие рынка средств массовой информации, так и увеличение количества всевозможных частных спецслужб, одной из основных функций которых является сбор и обработка информации.

Это вполне естественно, так как в информационном обществе невозможна эффективная работа предприятия без оперативной и полной информации о партнерах, конкурентах и возможных последствиях того или иного шага в бизнесе.

Развитие информационного поля в современной России идет двумя путями. В первом случае финансово-промышленные структуры создают подконтрольные средства массовой информации и используют их для формирования благоприятного фона для своей деятельности.

Другой путь — создание СМИ, которые своим существованием способствуют развитию бизнеса как такового и не преследуют никаких идеологических целей. Информация, исходящая от СМИ второй группы, нужна потребителю для того, чтобы снижать степень риска в своей работе. В эпоху тотального господства информационных технологий любые дополнительные сведения о происходящих в мире, стране, регионе, экономических и политических событиях решают основную задачу: потребитель знает, что имел место такой-то факт, и, оценивая его в преломлении к своему бизнесу, учится на чужих ошибках или успехах или принимает решения, способствующие дальнейшему развитию.

Оперативная информация

Как свидетельствует опыт, иногда самая незаметная новость, вовремя оцененная, может стать началом какого-либо успешного проекта, равно как и пропущенная информация и, вследствие этого, запоздало принятые меры могут обернуться тяжелыми последствиями. Новостная информация экономит время, а время — деньги.

Собственно говоря, развитие индустрии новостей и фактологической оперативной информации тесно связаны с переходом к постиндустриальному обществу, в котором в наиболее выигрышном положении оказывается тот, кто владеет наиболее полными и оперативными данными по всем позициям. Спрос на быструю достоверную информацию рождает предложение, и появляются организации, способные собрать информацию по интересующей теме и доставить ее клиенту. Обычно это специализированные информационные агентства, которые ориентированы на экономику и не засоряют свои информационные продукты социально-криминальными событиями.

Если фондовый рынок в России в своем развитии достигнет уровня США и Европы, то оперативная информация о событиях на фондовом рынке подскочит в цене в несколько раз: курс акций и, следовательно, вся спекулятивная игра на бирже зависит во многом от распространенной в СМИ информации о компании, чьи акции являются объектом игры. Уже были прецеденты, когда информация о сложном финансовом положении компании приводила к обвалу акций, и, наоборот, сведения об укреплении позиций или заключении выгодного контракта повышали стоимость компании. Если многие российские предприятия будут иметь в своем составе западные компании, которые уже участвуют в процессах, происходящих на западных фондовых рынках, то цена акций этих компаний будет косвенно зависеть и от российской составляющей. И оперативная информация о текущем состоянии компании будет определять действия инвесторов.

Прогнозирование

В условиях обострения конкурентной борьбы идет жестокая и порой беспощадная война за крупного клиента или партнера. Зачастую интересы какого-либо одного представителя бизнеса лоббируют государственные структуры, тем самым нанося вред другому, и своевременный прогноз на основании уже имевших место событий может решить многое.

Объемы информации растут с катастрофической скоростью, как непосредственно фактов, так и аналитических исследований массивов различных данных для выявления сложных тенденций, предвещающих финансовый успех или очередной кризис. Получая экономические новости, субъект предпринимательства приобретает не только сведения о своем узкоспециальном секторе, но и материал для оценки дальнейшего развития своего бизнеса или своевременного реагирования на внешние изменения, которые неизбежно отразятся на бизнесе. Особенно это важно в период передела собственности, а также когда крупные олигархические структуры расширяют сферы своего влияния, внедрясь в «чужие» отрасли. Анализируя тенденции, можно с определенной степенью достоверности предугадать, как изменится конъюнктура и, главное, расстановка сил, и либо вовремя эвакуировать капитал в более безопасное место, либо заблаговременно найти себе партнеров.

СМИ и информация для бизнеса

Как уже отмечалось, все СМИ можно разделить на две большие группы: те (в основном аналитические агентства), которые информируют о свершившихся фактах и дают им прагматическую оценку, и СМИ общественно-развлекательного плана, целью которых является обслуживание информационных потребностей населения в целом.

Изначально агентства новостей, например «Reuters», возникли, чтобы служить интересам бизнеса и инвесторов, которые уяснили, что первым шагом к финансовому успеху является быстрое получение информации. Именно быстрое, поскольку новость может отразиться на рынках быстрее, чем появится в завтрашних газетах.

Современные российские и региональные СМИ в подавляющем большинстве являются общественно-развлекательными и, кроме того, предназначены для выражения интересов государства или крупных национальных и транснациональных ФПГ. Новости таких СМИ не выполняют своей основной функции — предоставлять информацию для действия. Их задача — формировать определенный информационный фон, генерировать события, одним словом, заниматься своеобразным информационным лоббизмом. Кроме этого, СМИ явно или неявно что-то рекламируют.

Искусственная коммерческая информация, не изложение фактов, а их интерпретация — вот основной продукт, который предоставляет большинство СМИ от имени бизнеса. Кроме того, журналисты зачастую некомпетентны в освещаемой сфере деятельности, либо информация получает акценты в угоду текущей конъюнктуре. Добавьте к этому наложение личностного видения и вы получите информацию, весьма далекую от достоверности.

Вместе с тем, для бизнеса, для всех субъектов экономической деятельности первостепенную важность имеют не интерпретации, а факты. Факт упрям, тогда как интерпретация гибка, своевольна и изворотлива. Отделять же крупицы информации от массы субъективных оценок — занятие сложное.

Специализированные СМИ

Добывать новости в жизненно важном сейчас режиме «онлайн» могут только специализированные информационные агентства, ориентированные не на среднестатистического россиянина и СМИ, а на хозяйствующие субъекты.

Информационных структур, работающих для бизнеса, сегодня гораздо меньше, чем любых других. Повседневные социально-медицинские проблемы, криминал, шумные политические скандалы, борьба кланов — вот основные темы СМИ, работающих для населения «вообще». Эти темы — закон жанра. «Хлеба и зрелищ» — эта мудрость живет веками, «зрелище» — это и есть продукт большинства СМИ. Производители же «хлеба» сам не нуждаются в зрелищах. Им нужна достоверная информация, новости, которые определяют их дальнейшее существование.

Производство новостей — бизнес сложный и затратный. К сожалению, сегодня весьма распространена практика мимикрии социальных СМИ под узкоспециализированные каналы информации для бизнеса. В основном этим грешат СМИ, которые в период политического затишья вынуждены искать в информационном поле нишу, чтобы зарабатывать деньги. Однако наряду с некомпетентными в данной сфере журналистами в регионах (в том числе и на Урале) появляются грамотные специалисты, которые и формируют информационное поле для бизнеса.


Другие материалы по теме: