Земельная реформа: проблемы реализации

Одной из основных проблем реализации земельной реформы является создание земельного кадастра.

Тема земельных отношений в последнее время, без преувеличения, стала одной из самых обсуждаемых. Вопросы регулирования земельных отношений рассматриваются в Правительстве РФ, в Государственной Думе, эту тему широко анонсируют средства массовой информации.

Интерес к земельным отношениям не случаен. Во-первых, земля является основой жизни любого общества и служит важным инструментом его устойчивого развития. Земельные отношения затрагивают интересы всех членов общества. Во-вторых, на сегодняшний день становится очевидной необходимость корректировки проводимого курса реформ, поскольку появилось множество новых проблем, главнейшей из которых является охрана земельной реформы, так как осуществленные мероприятия, особенно в аграрном секторе, конечной цели не достигли.

Земельный кодекс

Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан. Однако достижению указанной цели, по мнению экспертов, мешает ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам.

В этом смысле основная задача, стоящая на сегодняшний день перед властями, – создать условия для реализации целей реформ, для чего целесообразным представляется доработка существующего законодательства. Одной из первых возникает проблема создания единого земельного кадастра, поскольку без надлежащей базы данных всех существующих земель реализация земельной реформы, по сути, не может проходить в полной мере.

Земельный кадастр представляет собой официальный систематизированный реестр сведений о земельных объектах, используемых под жилье, производство, сельскохозяйственные угодья, леса и т.д., в котором фиксируется имя собственника участка земли, даются описание участка, его расположение и конфигурация, состав угодий, их качество, доходность, цена участка земли.

В Свердловской области несколько лет назад во исполнение Федерального закона «Об основах градостроительной деятельности в Российской Федерации» было принято Постановление Правительства Свердловской области от 20.05.98 г. №529-п «О программе «Государственный градостроительный кадастр Свердловской области».

С момента создания областной программы появились новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня, принятие которых потребовало интенсификации деятельности по переходу к ведению градостроительного кадастра на основе использования новых электронных технологий. Кроме того, значительные изменения произошли в связи с принятием нового Земельного кодекса РФ и реформированием порядка предоставления земельных участков под существующие и вновь возводимые объекты недвиской области.

Изменения в законодательстве привели к жесткой регламентации состава пакета документов, предоставляемого испрашивающей стороне органами исполнительной власти для решения вопроса об определении того или иного вида права на использование земельного участка.

Однако в настоящее время, на практике, предоставление земельных участков происходит в условиях информационного вакуума, на основании единственного графического документа – выписки из кадастрового дела с приложением координат земельного участка. То есть предприятия или частные лица не имеют реального доступа к сведениям об участках, поскольку выписка из кадастрового дела не отражает в полной мере информации, необходимой для принятия осмысленного решения, например, о целесообразности размещения на определенной территории производства.

Таким образом, существующие технологии постановки на кадастровый учет не позволяют соблюдать требования, установленные современным законодательством.

Проблемы

Эксперты полагают, что такое положение дел отчасти связано с отсутствием единой электронной базы данных, а процесс постановки на кадастровый учет не является автоматизированным. В то же время, создание базы данных сопряжено с тем, что в законодательстве не прописаны порядок взаимодействия и полномочия кадастровых служб, принадлежащих разным ведомствам.

На территории муниципальных образований создаются геоинформационные системы, информационная база которых принадлежит муниципальным учреждениям, предприятиям, организациям, которые, в свою очередь, являются самостоятельными юридическими лицами. Они вправе самостоятельно принимать решения по определению своей организационно-правовой формы деятельности, по выбору средств для ее осуществления, а также вправе предоставлять органам государственной власти результаты своей деятельности на основании гражданско-правового договора.

При этом существует три организационно-правовых формы службы градостроительного кадастра с разными формами финансирования своей деятельности федеральной, региональной и местной. Эти ведомства не связаны друг с другом, что серьезно осложняет вопрос реформирования земельных отношений с точки зрения функционирования единой системы и взаимного обмена информацией в отношениях «муниципалитет – органы государственной власти».

По оценкам экспертов, формирование государственной базы данных земель может происходить несколькими способами. Органы государственной власти для получения указанной информации должны предусматривать средства на приобретение единой информационной системы, либо создавать на территории муниципального образования параллельную структуру и наделять ее правами по созданию и ведению уже не муниципального, а государственного градостроительного кадастра, либо заключать взаимовыгодные договора о совместной деятельности с передачей полномочий по созданию и ведению градостроительного кадастра по государственным территориям.

Объективная оценка сложившейся ситуации показывает, что наиболее выгодным и предпочтительным является последний из вариантов. По мнению представителей Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, необходимо принять программу поэтапного создания градостроительных кадастров на территориях муниципальных образований с участием государственных средств, начиная с тех территорий, где эта работа уже ведется.

Эксперты полагают, что в условиях дефицита бюджетов всех уровней наиболее реальным является путь ускорения процесса сбора и обработки базовой информации посредством принятия на уровне органов государственной власти Свердловской области нормативного правового акта, обязывающего изыскательские организации сдавать отчеты по топографо-геодезическим работам на магнитных носителях. Это позволит не только ускорить, но и серьезно сократить затраты, необходимые для формирования базовой информации.

Особенностью настоящего состояния рассматриваемого вопроса является то, что органы государственной власти, равно как и органы местного самоуправления, не готовы к работе с новыми технологиями, не имеют соответствующего технического оснащения и специалистов, способных к работе и мышлению на новом техническом уровне, отмечают эксперты.
И эта проблема выглядит особенно острой на фоне реальной готовности проектных и изыскательских организаций к такой деятельности.

Изучение опыта работы других областей и республик показывает, что повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления возможно лишь при наличии политической воли в данном вопросе, которая позволит принципиально изменить систему управления процессом развития территорий.

Еще одним вопросом, на необходимость решения которого обращает внимание большинство исследователей, является проблема совместного использования уже созданных в рамках деятельности отраслевых систем ведомственных кадастров информационных ресурсов.

На создание каждого из ведомственных кадастров тратятся огромные денежные и человеческие ресурсы, в том числе и государственные. Происходит многократное создание баз данных на одни и те же территории, поскольку каждое ведомство имеет собственное отраслевое финансирование, собственное представление о необходимости использования того или иного программного продукта, а также об итоговых целях и задачах создания конечного продукта. В то же время, возможность совместного использования информационных ресурсов не обеспечивается.

Вместе с тем, изучение опыта работы зарубежных стран, уже прошедших в этом вопросе этап становления, показывает, что ведомственные кадастры любого вида способны лишь фиксировать предмет своего интереса в виде перечней объектов. Работы по паспортизации объектов разворачиваются по тому же отраслевому принципу. В результате паспортизация памятников природы, истории, культуры, водных и лесных объектов, равно как и паспортизация любых объектов недвижимости носит характер фиксации исторических сведений о самих объектах или сохранившихся ценных элементах объекта. «Сегодня ведомственные кадастры – это блоки информации, не нацеленные на развитие территорий. Основа их систематизации – отраслевой учет потенциальных ресурсов. При этом, данная информация и работа по ее сбору ни в коей мере не может быть признана ненужной, равно как это не означает отрицание необходимости создания ведомственных кадастров», – утверждают эксперты. Но отраслевые кадастры, какими бы полными они ни были, не могут быть использованы даже для принятия на должном уровне текущих управленческих решений, не говоря уже о прогнозах на будущее.

Кадастром, отвечающим вышеуказанным требованиям, по определению и по идеологии может и должен стать государственный градостроительный кадастр, созданный не как очередной ведомственный кадастр, а как геоинформационная система, включающая в себя информацию по всем отраслевым кадастрам и позволяющая не только наладить свободный обмен информацией, но и объединить все ресурсы на создание единой системы.

Итоги

Возможность внедрения на практике эффективных экономических механизмов в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.

Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности.


Другие материалы по теме: