Виктор Басаргин: Задача власти – создание условий роста экономики
На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе по вопросам экономического развития Виктор Басаргин.
– Виктор Федорович, расскажите об итогах развития экономики УрФО в 2003 году. Каково положение Свердловской области среди других субъектов УрФО?
– В целом итоги развития округа позитивные. Основные показатели по базовым отраслям экономики Уральского федерального округа превышают общероссийские в полтора раза. Если по России показатель развития экономики составляет порядка 7%, то по УрФО – 9,5%.
По машиностроению по итогам 2003 года рост составил 8%, на 12% выросли объемы производства предприятий топливно-энергетического комплекса, по цветной металлургии – на 12,4%, по черной металлургии – на 12,2%. В целом в УрФО по всем субъектам сокращается число убыточных предприятий.
В отношении средств, которые поступают в консолидированные бюджеты, все плановые задания перевыполнены на 20-40%.
Неплохо выглядят результаты 2003 года по сельскому хозяйству. Если Россия в целом по показателям развития этой отрасли вышла на уровень прошлого года, то у нас есть небольшой рост: четыре с лишним процента.
Но все же, есть некоторые проблемы, например, в легкой промышленности. Это одна из отраслей, которая, к сожалению, пока пробуксовывает.
В конце 2003 года немного снизились темпы роста жилищного строительства, но, тем не менее, объемы строительства жилья в округе составили почти 100% от запланированного уровня.
Что касается положения Свердловской области среди других субъектов УрФО, то, если брать обобщенный показатель, она занимает по итогам 2003 года третье место. Если судить по динамике, которую показывали субъекты, входящие в округ, по росту объемов, по росту поступления денежных ресурсов, Свердловская область является четвертой. Если рассматривать объемы производства, то она традиционно является второй.
– Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность субъектов УрФО и Свердловской области? Обозначьте основные направления в реализации инвестиционной политики региона, проводимой аппаратом полномочного представителя РФ в УрФО.
– Инвестиционная привлекательность округа повышается.
В целом объемы инвестиций по 2003 году выросли на 8% в среднем по округу. Но если говорить об иностранных инвестициях, то эта цифра за последний год выросла более, чем в полтора раза, а за три последних года – в четыре раза. Все инвестиционные процессы идут с нарастающими темпами. Это говорит о том, что сегодня инвестиционный климат улучшается, то есть улучшаются условия для работы иностранных инвесторов здесь.
В 2003 году возникла проблема по статье налогового кодекса, когда ряд ресурсов не зачислялись как инвестиционные. Это не приостановило, конечно, инвестиционные процессы, так как сами предприятия продолжали инвестировать средства в обновление оборудования, технологии, модернизацию техники, но, тем не менее, снизило объемы вложений. Я считаю, что, если бы не это обстоятельство, динамика инвестиций была бы более высокая.
Если говорить по субъектам, входящим в УрФО, наиболее привлекательными с инвестиционной точки зрения являются северные территории. Они интересны для сегодняшнего инвестора именно своей сырьевой направленностью. Но, тем не менее, мы считаем, что наши машиностроительные субъекты – Челябинская и Свердловская области – имеют достаточно серьезное инвестиционное будущее. Связано это с тем, что здесь, как мы говорим, присутствуют элементы новой экономики, то есть все, что связано с инновационной деятельностью, с прорывными технологиями. Поэтому я думаю, что, если будут созданы условия для привлечения инвесторов именно в эти сектора, а не в сырьевой комплекс и не только в металлургический, как у нас сегодня происходит, ситуация будет серьезно меняться. Инвестиции сюда пойдут, и сегодня для этого делается все.
– Есть ли определенная инвестиционная политика на уровне аппарата полпреда?
– Инвестиционная политика связана, прежде всего, с условиями, которые должны создаваться здесь, в округе.
Мы сегодня активно работаем в направлении создания механизмов адаптации иностранных инвесторов внутри УрФО по работе здесь.
Кроме этого, есть проекты, связанные с диверсификацией нашей экономики. Сырьевая направленность – это хорошо, это, видимо, наше предназначение, но есть направления, которые остаются в тени. А для того, чтобы экономика развивалась правильно, надо, чтобы и другие отрасли, в том числе, наукоемкие, росли.
Задача аппарата полпреда – создание условий. Я думаю, что у любой власти основной задачей является именно создание условий, потому что финансовые ресурсы по определению идут туда, где им более комфортно, где сочетания надежности и риска самые благоприятные. С другой стороны, должны быть некие гарантии власти, что не произойдет политических, экономических катаклизмов, которые могут привести к потере этих инвестиций.
– За последнее время произошло несколько встреч представителей УрФО на международном уровне. Как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество УрФО с другими странами?
– Чем больше иностранных инвесторов работает здесь, тем выше рейтинг округа для инвесторов, в том числе, иностранных. Если в УрФО нет, например, японских предприятий, то естественно, что для представителей этой страны нет определенного стимула, определенного знания о происходящем здесь. Поэтому задача аппарата полпреда сегодня не просто дальше презентовать округ, завтра поехать в еще одну страну, послезавтра – в другую, а постараться те связи, которые уже сегодня наработаны в ходе прошедших презентаций, реализовать в конкретные соглашения, в конкретные действия.
Сейчас это происходит по Франции. Создана экспертная группа нашего округа и экономического ведомства Франции по отбору проектов. Предполагается организовать два визита торговой миссии Франции в Уральский федеральный округ.
Кроме того, в феврале, в марте и в апреле сюда выезжает около 50 человек в составе делегации японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству. Это представители бизнеса, те, кто готов сегодня инвестировать в округ. Основные направления предполагаемых инвестиций – лесной комплекс, сырьевой комплекс, металлургия и машиностроение.
– Какие направления транспортной стратегии РФ в УрФО являются приоритетными на данный момент?
– Сейчас аппарат полномочного представителя Президента РФ в УрФО в рамках той концепции, которая обсуждалась на заседании правительства РФ, на Госсовете, разрабатывает региональные аспекты реализации транспортной стратегии.
И в прошлом году, и в начале 2004 года рассматривались вопросы хода реализации реформ железнодорожного транспорта. Мы запустили транспортную магистраль на Ямале, в том числе, пассажирскую, ряд пригородных межрегиональных поездов, таких, как Екатеринбург-Курган, Екатеринбург-Челябинск, Челябинск-Тюмень, оптимизировав схемы движения железнодорожного транспорта, в том числе, по времени.
Сегодня идет разработка программ, связанных с автомобильным транспортом. Это строительство транспортных коридоров, транспортной логистики в Екатеринбурге и в Челябинске, это вопросы приоритета транспортных перевозов за отечественным перевозчиком, потому что у нас, к сожалению, на долю отечественного автоперевозчика приходится, по международным соглашениям, порядка 10% грузов, все остальное перевозят зарубежные партнеры. Хотелось бы, чтобы система здесь изменилась.
Комплекс проблем очень большой. И все это будет решаться. Мы не говорим сегодня, что один вид транспорта является приоритетным, мы стараемся развивать все направления.
В апреле пройдет окружное совещание с приглашением представителей правительства и РАО ЖД по реформе железнодорожного транспорта. Кроме того, по региональным аспектам реализации транспортной стратегии в марте пройдет обобщенное совещание.
– Как складываются отношения между бюджетами разных уровней в Свердловской области и в УрФО? Какие существуют проблемы в этой сфере?
– Межбюджетные отношения в принципе никогда не были эффективными.
Во всей межбюджетной вертикали существует центр и регионы. Каждый по уровням исполняет примерно одно и то же. Допустим, субъект и Российская Федерация. На уровне федерации происходит централизация, значит, есть определенные проблемы у регионов. Муниципалитет и субъект – отношения идентичные, то есть по отношению к муниципалитету в роли центра выступает субъект, он также централизует доходы, пытается исполнить какие-то распределительные функции, совершенно неприемлемые для муниципалитетов.
До тех пор, пока мы не разграничим полномочия субъектов, говорить об оптимизации межбюджетных отношений бесполезно. Пока не будет понятно, что за мной закреплено, за что я отвечаю, и это не будет закреплено с точки зрения доходных источников под мои функции, ни о какой эффективности межбюджетных отношений говорить нельзя.
А централизация происходит потому, что существуют некоторые моменты, связанные с налогами. Например, налоги неравномерно распределены по субъектам, с одной стороны, а с другой стороны, каждый видит, что, в силу российских особенностей, те обязательства, которые делегированы центром регионам, муниципалитетам, не всегда добросовестно исполняются. Поэтому часто возникает такое чувство, что лучше эти средства централизовать и напрямую выплачивать, чем иметь в виде субъекта или муниципалитета какого-то посредника.
Вот что реально происходит. Поэтому вся оптимизация должна светись к тому, чтобы распределить четко обязанности, закрепить это доходными источниками, тогда с регионов или муниципалитетов и будет спрос, ответственность за все последствия того, как они распоряжаются финансами.
– Расскажите о планах работы аппарата полномочного представителя Президента РФ в УрФО на ближайшее время.
– Проектов много. Основные направления определяются теми приоритетами, которые Президент РФ обозначает в своей внутренней политике. То есть, если сегодня говорят о реформе естественных монополий, значит, мы будем заниматься реформами ЖКХ, МПС, энергетики. Если мы говорим сегодня о реформе земельных отношений, значит, будем заниматься реформой земельных отношений. Надо сказать, это тоже очень сложный вопрос, поскольку реализация реформы не идет сегодня практически ни в одном субъекте округа, либо идет очень сложно. Хотя со всех сторон звучат заявления, что все готово, ничего фактически не сделано.
Сегодня работа аппарата полпреда будет направлена на то, чтобы ситуация в субъектах округа менялась в отношении всего, что связано с решением вопросов бедности или повышения уровня жизни населения. Нужно, чтобы повышались социальные показатели, чтобы выплачивалась заработная плата, в том числе бюджетникам, чтобы меньше было убыточных предприятий. Кроме того, одно из направлений работы – это оздоровление нашего агропромышленного комплекса, я имею в виду финансовое оздоровление.
– Виктор Федорович, расскажите об итогах развития экономики УрФО в 2003 году. Каково положение Свердловской области среди других субъектов УрФО?
– В целом итоги развития округа позитивные. Основные показатели по базовым отраслям экономики Уральского федерального округа превышают общероссийские в полтора раза. Если по России показатель развития экономики составляет порядка 7%, то по УрФО – 9,5%.
По машиностроению по итогам 2003 года рост составил 8%, на 12% выросли объемы производства предприятий топливно-энергетического комплекса, по цветной металлургии – на 12,4%, по черной металлургии – на 12,2%. В целом в УрФО по всем субъектам сокращается число убыточных предприятий.
В отношении средств, которые поступают в консолидированные бюджеты, все плановые задания перевыполнены на 20-40%.
Неплохо выглядят результаты 2003 года по сельскому хозяйству. Если Россия в целом по показателям развития этой отрасли вышла на уровень прошлого года, то у нас есть небольшой рост: четыре с лишним процента.
Но все же, есть некоторые проблемы, например, в легкой промышленности. Это одна из отраслей, которая, к сожалению, пока пробуксовывает.
В конце 2003 года немного снизились темпы роста жилищного строительства, но, тем не менее, объемы строительства жилья в округе составили почти 100% от запланированного уровня.
Что касается положения Свердловской области среди других субъектов УрФО, то, если брать обобщенный показатель, она занимает по итогам 2003 года третье место. Если судить по динамике, которую показывали субъекты, входящие в округ, по росту объемов, по росту поступления денежных ресурсов, Свердловская область является четвертой. Если рассматривать объемы производства, то она традиционно является второй.
– Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность субъектов УрФО и Свердловской области? Обозначьте основные направления в реализации инвестиционной политики региона, проводимой аппаратом полномочного представителя РФ в УрФО.
– Инвестиционная привлекательность округа повышается.
В целом объемы инвестиций по 2003 году выросли на 8% в среднем по округу. Но если говорить об иностранных инвестициях, то эта цифра за последний год выросла более, чем в полтора раза, а за три последних года – в четыре раза. Все инвестиционные процессы идут с нарастающими темпами. Это говорит о том, что сегодня инвестиционный климат улучшается, то есть улучшаются условия для работы иностранных инвесторов здесь.
В 2003 году возникла проблема по статье налогового кодекса, когда ряд ресурсов не зачислялись как инвестиционные. Это не приостановило, конечно, инвестиционные процессы, так как сами предприятия продолжали инвестировать средства в обновление оборудования, технологии, модернизацию техники, но, тем не менее, снизило объемы вложений. Я считаю, что, если бы не это обстоятельство, динамика инвестиций была бы более высокая.
Если говорить по субъектам, входящим в УрФО, наиболее привлекательными с инвестиционной точки зрения являются северные территории. Они интересны для сегодняшнего инвестора именно своей сырьевой направленностью. Но, тем не менее, мы считаем, что наши машиностроительные субъекты – Челябинская и Свердловская области – имеют достаточно серьезное инвестиционное будущее. Связано это с тем, что здесь, как мы говорим, присутствуют элементы новой экономики, то есть все, что связано с инновационной деятельностью, с прорывными технологиями. Поэтому я думаю, что, если будут созданы условия для привлечения инвесторов именно в эти сектора, а не в сырьевой комплекс и не только в металлургический, как у нас сегодня происходит, ситуация будет серьезно меняться. Инвестиции сюда пойдут, и сегодня для этого делается все.
– Есть ли определенная инвестиционная политика на уровне аппарата полпреда?
– Инвестиционная политика связана, прежде всего, с условиями, которые должны создаваться здесь, в округе.
Мы сегодня активно работаем в направлении создания механизмов адаптации иностранных инвесторов внутри УрФО по работе здесь.
Кроме этого, есть проекты, связанные с диверсификацией нашей экономики. Сырьевая направленность – это хорошо, это, видимо, наше предназначение, но есть направления, которые остаются в тени. А для того, чтобы экономика развивалась правильно, надо, чтобы и другие отрасли, в том числе, наукоемкие, росли.
Задача аппарата полпреда – создание условий. Я думаю, что у любой власти основной задачей является именно создание условий, потому что финансовые ресурсы по определению идут туда, где им более комфортно, где сочетания надежности и риска самые благоприятные. С другой стороны, должны быть некие гарантии власти, что не произойдет политических, экономических катаклизмов, которые могут привести к потере этих инвестиций.
– За последнее время произошло несколько встреч представителей УрФО на международном уровне. Как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество УрФО с другими странами?
– Чем больше иностранных инвесторов работает здесь, тем выше рейтинг округа для инвесторов, в том числе, иностранных. Если в УрФО нет, например, японских предприятий, то естественно, что для представителей этой страны нет определенного стимула, определенного знания о происходящем здесь. Поэтому задача аппарата полпреда сегодня не просто дальше презентовать округ, завтра поехать в еще одну страну, послезавтра – в другую, а постараться те связи, которые уже сегодня наработаны в ходе прошедших презентаций, реализовать в конкретные соглашения, в конкретные действия.
Сейчас это происходит по Франции. Создана экспертная группа нашего округа и экономического ведомства Франции по отбору проектов. Предполагается организовать два визита торговой миссии Франции в Уральский федеральный округ.
Кроме того, в феврале, в марте и в апреле сюда выезжает около 50 человек в составе делегации японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству. Это представители бизнеса, те, кто готов сегодня инвестировать в округ. Основные направления предполагаемых инвестиций – лесной комплекс, сырьевой комплекс, металлургия и машиностроение.
– Какие направления транспортной стратегии РФ в УрФО являются приоритетными на данный момент?
– Сейчас аппарат полномочного представителя Президента РФ в УрФО в рамках той концепции, которая обсуждалась на заседании правительства РФ, на Госсовете, разрабатывает региональные аспекты реализации транспортной стратегии.
И в прошлом году, и в начале 2004 года рассматривались вопросы хода реализации реформ железнодорожного транспорта. Мы запустили транспортную магистраль на Ямале, в том числе, пассажирскую, ряд пригородных межрегиональных поездов, таких, как Екатеринбург-Курган, Екатеринбург-Челябинск, Челябинск-Тюмень, оптимизировав схемы движения железнодорожного транспорта, в том числе, по времени.
Сегодня идет разработка программ, связанных с автомобильным транспортом. Это строительство транспортных коридоров, транспортной логистики в Екатеринбурге и в Челябинске, это вопросы приоритета транспортных перевозов за отечественным перевозчиком, потому что у нас, к сожалению, на долю отечественного автоперевозчика приходится, по международным соглашениям, порядка 10% грузов, все остальное перевозят зарубежные партнеры. Хотелось бы, чтобы система здесь изменилась.
Комплекс проблем очень большой. И все это будет решаться. Мы не говорим сегодня, что один вид транспорта является приоритетным, мы стараемся развивать все направления.
В апреле пройдет окружное совещание с приглашением представителей правительства и РАО ЖД по реформе железнодорожного транспорта. Кроме того, по региональным аспектам реализации транспортной стратегии в марте пройдет обобщенное совещание.
– Как складываются отношения между бюджетами разных уровней в Свердловской области и в УрФО? Какие существуют проблемы в этой сфере?
– Межбюджетные отношения в принципе никогда не были эффективными.
Во всей межбюджетной вертикали существует центр и регионы. Каждый по уровням исполняет примерно одно и то же. Допустим, субъект и Российская Федерация. На уровне федерации происходит централизация, значит, есть определенные проблемы у регионов. Муниципалитет и субъект – отношения идентичные, то есть по отношению к муниципалитету в роли центра выступает субъект, он также централизует доходы, пытается исполнить какие-то распределительные функции, совершенно неприемлемые для муниципалитетов.
До тех пор, пока мы не разграничим полномочия субъектов, говорить об оптимизации межбюджетных отношений бесполезно. Пока не будет понятно, что за мной закреплено, за что я отвечаю, и это не будет закреплено с точки зрения доходных источников под мои функции, ни о какой эффективности межбюджетных отношений говорить нельзя.
А централизация происходит потому, что существуют некоторые моменты, связанные с налогами. Например, налоги неравномерно распределены по субъектам, с одной стороны, а с другой стороны, каждый видит, что, в силу российских особенностей, те обязательства, которые делегированы центром регионам, муниципалитетам, не всегда добросовестно исполняются. Поэтому часто возникает такое чувство, что лучше эти средства централизовать и напрямую выплачивать, чем иметь в виде субъекта или муниципалитета какого-то посредника.
Вот что реально происходит. Поэтому вся оптимизация должна светись к тому, чтобы распределить четко обязанности, закрепить это доходными источниками, тогда с регионов или муниципалитетов и будет спрос, ответственность за все последствия того, как они распоряжаются финансами.
– Расскажите о планах работы аппарата полномочного представителя Президента РФ в УрФО на ближайшее время.
– Проектов много. Основные направления определяются теми приоритетами, которые Президент РФ обозначает в своей внутренней политике. То есть, если сегодня говорят о реформе естественных монополий, значит, мы будем заниматься реформами ЖКХ, МПС, энергетики. Если мы говорим сегодня о реформе земельных отношений, значит, будем заниматься реформой земельных отношений. Надо сказать, это тоже очень сложный вопрос, поскольку реализация реформы не идет сегодня практически ни в одном субъекте округа, либо идет очень сложно. Хотя со всех сторон звучат заявления, что все готово, ничего фактически не сделано.
Сегодня работа аппарата полпреда будет направлена на то, чтобы ситуация в субъектах округа менялась в отношении всего, что связано с решением вопросов бедности или повышения уровня жизни населения. Нужно, чтобы повышались социальные показатели, чтобы выплачивалась заработная плата, в том числе бюджетникам, чтобы меньше было убыточных предприятий. Кроме того, одно из направлений работы – это оздоровление нашего агропромышленного комплекса, я имею в виду финансовое оздоровление.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Зам. полпреда Президента РФ в УрФО Виктор Басаргин: Показатели экономическо ...
- Заместитель полномочного представителя Президента РФ в УрФО Виктор Басаргин ...
- Заместитель полномочного представителя президента РФ в УрФО Виктор Басаргин ...
- Зам. полпреда Президента РФ в УрФО Виктор Басаргин: В условиях дефицита вну ...
- Сегодня состоялась рабочая встреча заместителя полпреда РФ в УрФО Виктора ...